Коммерсант: НПФ привыкают жить без агентов
18.07.2014
Пенсионные фонды подстроились к работе в новых условиях по привлечению частных лиц. Во втором квартале они увеличили среднемесячное привлечение до почти 200 тыс., что в 5,4 раза выше по сравнению с провальным первым кварталом. Безусловно, этот результат значительно ниже прошлогоднего. Однако представители НПФ надеются повысить результативность работы за счет дистанционной подачи заявлений.
Пенсионный фонд России подвел итоги работы НПФ по привлечению граждан в систему накопительной пенсии за период с начала года по 1 июня. Хотя в новых условиях фондам значительно сложнее переводить к себе клиентов, начиная с апреля динамика заметно улучшилась. Так, на 1 июля всего было подано 393 тыс. заявлений, из них от 245 тыс. человек на переход из ПФР в НПФ и 148 тыс. человек — из одного НПФ в другой. На 1 апреля, по данным ПФР, граждане подали всего чуть более 109 тыс. заявлений: 71,4 тыс. о переходе из ПФР и еще 38 тыс.— из НПФ в НПФ. Таким образом, среднемесячное число заявлений, поданных в апреле—мае, составило почти 200 тыс., что в 5,4 раза превысило среднемесячный показатель первого квартала (37 тыс. заявлений).
Впрочем, нынешнее достижение выглядит бледно на фоне прошлогодних показателей — по данным ПФР, на 1 июля 2013 года 2,2 млн заявлений. Но в предыдущие годы, чтобы перевести накопления в пенсионный фонд, достаточно было подписать необходимые документы (договор и заявление) с агентом фонда. И именно агенты генерировали большую часть привлеченной клиентской базы (по итогам года почти 12 млн человек подали заявления о смене пенсионного фонда). Однако с 1 января 2014 года гражданин обязан самостоятельно подавать заявление о переходе в ПФР или заверять его у нотариуса, что резко сократило темпы привлечения новых клиентов.
Уговорить человека дойти до ПФР довольно сложно, так что и объем привлечений первого квартала оказался незначительным. «Мне кажется, что в первом квартале профессиональное сообщество все еще надеялось, что правила игры изменятся и нам вернут право заверять подписи и принимать заявления граждан. Активной работой по переводу граждан тогда не занимались»,— говорит исполнительный директор НПФ «ВТБ Пенсионный фонд» Лариса Горчаковская. «Фондам понадобилось время, чтобы изучить и осознать поправки к законодательству, а затем перейти на новые принципы работы»,— считает исполнительный директор НПФ АО «Мосэнерго» Сергей Зыцарь.
Теперь главной задачей НПФ стало мотивировать граждан дойти до ПФР, чтобы подать заявление. «Мы перестроили нашу модель продаж, отказавшись от привлечения через банки, так как банки также лишились права принимать заявления граждан»,— рассказывает госпожа Горчаковская. «Естественно, вырос процент брака, поскольку кто-то отказывается дойти до ПФР, кто-то ленится, кто-то приходит в Пенсионный фонд России, видит очередь и не хочет в ней стоять,— признает руководитель НПФ из топ-10.— Так что мы поддержим любые новации, которые позволят гражданам подать заявление дистанционно». Ранее «Ъ» писал о планах ПФР предоставить гражданам возможность подавать заявление с помощью квалифицированной электронной подписи (см. «Ъ» от 2 июня). В ПФР вчера заявили, что «сейчас досогласовываются технические и юридические вопросы, а в ряде регионов проводятся тесты работы этой системы».
Мария ЯКОВЛЕВА
Похожие новости
ТОП-предложения месяца
-
Военнослужащим Сибсоцбанк
18.00 % -
Семейный Банк АВБ
27.50 % -
Универсальный БыстроБанк
24.50 % -
Роял-Статус Роял Кредит Банк
22.50 %
Опрос
Подпишись на рассылку
Получайте лучшие предложения!