Подобрать
  • Кредит
  • Займ
  • Вклад
Подобрать кредит, займ или вклад

РБК: Граждане переложили деньги с депозитов в ПИФы

10.06.2014

В первом квартале 2014 г. в крупнейшие управляющие компании пришли около 30 тыс. новых клиентов, следует из статистики Центрального банка. Они выбрали паевые инвестиционные фонды в качестве альтернативы банковскому вкладу в надежде заработать на высокой волатильности или же наоборот - сохранить деньги в период зачистки банковского сектора.

Наибольшим спросом пользовались валютные и облигационные фонды, а наибольшую доходность показали ПИФы, инвестирующие в золото.

Клиенты приходят, деньги уходят

Почти 30 тыс. новых пайщиков появилось у 15 крупнейших управляющих компаний за первый квартал 2014 г., следует из статистики Банка России. Управляющим не помешали ни украинский конфликт, ни волатильность на рынке.

Всего на конец марта в 15 крупнейших УК было более 1,8 млн розничных клиентов. Число пайщиков выросло на 1,6% по сравнению с концом 2013 г. Такой приток значителен для сегмента ПИФов - например, ровно год назад эти же УК зафиксировали отток 26 800 клиентов. Значительный приток клиентов в ПИФы начался в четвертом квартале 2013 г. - около 30 000 за квартал. До этого момента из розницы УК чаще уходили клиенты или приходило незначительно число.

При этом в первом квартале был зафиксирован отток средств пайщиков, из открытых и интервальных фондов утекло 5,3 млрд руб., или 0,9%. Рост числа клиентов - только один из показателей, напоминает генеральный директор УК «Уралсиб» Юрий Белонощенко. «Стоимость чистых активов за первый квартал 2014 г. снизилась почти у всех УК. Клиенты, озабоченные сильной волатильностью на рынке, забирали деньги, но они не закрывали счета, поэтому оттока в численности не видно в статистике», - говорит он.

Банки в помощь

Больше всего новых клиентов привлекали управляющие компании, основным каналом продаж которых являются аффилированные банки. Абсолютным лидером по привлечению стал «Сбербанк Управление активами» - 14,5 тыс. новых клиентов. На втором месте - УК «Райффайзен Капитал» (7200 новых лицевых счетов), на третьем - УК «Русский стандарт» (3400). Не аффилированные с банками управляющие компании показали более скромные результаты: «ТКБ БНП Париба Инвестмент Партнерс» привлекла 444 новых пайщика, а УК «Ингосстрах Инвестиции» - всего 20.

«В условиях высокой волатильности фондового рынка привлечь клиентов удается только управляющим, которые могут экономить на издержках дистрибуции. В первую очередь это УК, аффилированные с крупными банками, которые имеют разветвленную сеть офисов и отделений по всей стране», - говорит заместитель директора по корпоративным рейтингам «Эксперт РА» Вероника Иванова.

У Сбербанка более 18 тыс. отделений. «Конечно, рост числа пайщиков во многом определяется широкой продающей сетью Сбербанка. В первом квартале рынок снижался в долларовом выражении, но при этом мы зафиксировали не отток, а приток клиентских средств в некоторые наши фонды», - говорит руководитель группы управления портфелями акций ЗАО «Сбербанк Управление активами» Роман Филатов. По его словам, многие клиенты Сбербанка готовы часть средств инвестировать в акции. «К тому же ставки по депозитам в начале года снижались. Желание заработать или компенсировать потери привело многих к нам», - поясняет Филатов.

«Эффективная работа с банковскими сетями - сегодня единственный действенный способ привлечения клиентов», - говорит Белонощенко. Его компания смогла привлечь тысячу новых пайщиков, все они пришли через банковские отделения. «ВТБ Капитал Управление активами» привлек 1200 новых клиентов за январь-март 2014 г., «Газпромбанк Управление активами» - столько же.

Исключением из правила стала УК «Альфа-Капитал», которая зафиксировала сокращение лицевых счетов пайщиков на 815. Руководитель розничного бизнеса компании Олег Кессо объясняет это с желанием клиентов сократить вложения в инструменты, связанные с российским фондовым рынком.

Вероника Иванова из «Эксперт РА» связывает отток клиентов УК «Альфа-Капитал» с тем, что для компании сегмент розничных ПИФов не является приоритетным. «Сама компания неоднократно в последние два года заявляла, что она переориентировалась на сегмент индивидуального ДУ и делает ставку на состоятельных клиентов. Возможно, сокращение клиентов - это результат некой общей стратегии развития группы, которая не предполагает активного участия банка в привлечении новых пайщиков», - говорит она.

Альтернатива депозиту

Выиграли от паники населения в первом квартале 2014 г. управляющие компании, которые смогли предложить клиенту альтернативу банковскому депозиту. Отток средств из кредитных организаций начался еще до вооруженных действий на Украине и введения санкций в отношении России. Причиной послужила чистка банковского сектора - с осени 2013 г. ЦБ отозвал лицензии более чем у 40 банков. Отзывы лицензий напугали многих вкладчиков, и те поспешили забрать деньги из банков. Некоторые были готовы оставить свои средства в управляющих компаниях.

«Мы видели приток клиентов из банковского сектора: забрав деньги из депозита, они частично или полностью вкладывали их в рынок. Пользовались спросом фонды «Райффайзен-США» и «Активного управления», ориентированные на динамику долларовых активов. Мы и создавали эти фонды для того, чтобы предоставить клиентам банка возможность выбора», - говорит начальник отдела продаж и маркетинга УК «Райффайзен Капитал» Константин Кирпичев. Он затруднился ответить, как много клиентов удалось удержать таким способом.

В начале года продукты, замещающие депозиты, также пользовались спросом. Председатель совета директоров «ВТБ Капитал Управление активами» Владимир Потапов говорит, что триггером к приросту клиентской базы стали продукты-альтернативы валютным вкладам, ставки по которым значительно упали в последнее время, а также консервативные стратегии, выигрышные в момент геополитического конфликта.

В «Сбербанке Управление активами» значительный прирост числа клиентов наблюдался по ряду облигационных фондов. «Выводя средства из депозитов в связи с нестабильной конъюнктурой рынка, инвесторы предпочитали размещать их в инструменты с фиксированной доходностью», - говорит Роман Филатов.

Как показал анализ данных за первый квартал 2014 г., наиболее успешной стратегией была не та, которую выбрали большинство пайщиков. Крупнейший приток клиентов в первом квартале был в облигационные и валютные фонды, а также в ПИФы телекоммуникаций и технологий. Наибольшая доходность была зафиксирована в фондах, инвестирующих в золото.

Екатерина МЕТЕЛИЦА

Таблицу к статье можно посмотреть на сайте источника.

Похожие новости

ТОП-предложения месяца

Опрос

Для каких целей вы используете онлайн и мобильный банкинг:

Подпишись на рассылку

Получайте лучшие предложения!

Банк Адвизор ВКонтакте