Банковское обозрение: Миражи или источники?
14.07.2014
Вопрос: где взять денег «в долгую» волнует большинство банков, но в особенности, конечно, — средние и мелкие из регионов. Непростую ситуацию с ликвидностью и конкуренцией среди кредитных организаций, которая сейчас сложилась в банковской системе, обсуждали 3 июля 2014 года специалисты рынка в РСПП, на конференции «Капитализация банков и источники долгосрочных ресурсов 2014 год».
В отличии от многих мероприятий, где выступления в основном носят аналитический либо и вовсе критических характер, в РСПП собралось множество банкиров, готовых поделиться личным опытом. Правда, только положительным.
Небольшая диспропорция
Впрочем, на конференции присутствовали не только они: был приглашен Василий Поздышев, зампредседателя Банка России, который на этот раз не остался слушать и комментировать чужие доклады, а прочитал собственный — про достаточность капитала и Базель III, после чего покинул высокое собрание, сославшись на занятость.
Начал представитель ЦБ со статистики: на 1 июня 2014 года общий объем капитала российских банков составил 7,4 трлн. рублей, в то время как пять лет назад показатель равнялся 4,6 трлн рублей. То есть рост за пятилетку составил почти 3 трлн рублей. Еще более высокими темпами, чем капитал, растут активы российских банков, сообщил Василий Поздышев: на 1 июня 2014 года они составляли 61,2 трлн. рублей, пять лет назад соответственно чуть менее 30 трлн рублей.
Из-за неравномерного роста — активы банков растут чуть быстрее, чем растет капитал, возникают определенные диспропорции. Они выражаются в снижении уровня достаточности капитала по системе: на 1 июня 2014 года показатель составил 12,6% (при минимуме 10%), полутора годами ранее показатель был 13,7%. Сам зампред ЦБ считает нынешнее соотношение «приемлемым». Переход на новые базельские нормативы не привел к проблемам. «В критической зоне мы не видим ни одного банка. Во многом потому, что мы готовили систему к переходу на стандарты по капиталу весь 2013 год, как в этом году готовим к переходу на нормативы по ликвидности», — заявил Василий Поздышев. Все банки выполняют нормативы Базель III, заверил он.
Качество или уровень
Но не все так просто: чем крупнее банк, тем ниже уровень достаточности капитала, констатировал чиновник ЦБ. Для банков топ-20 достаточность капитала находится на уровне 12,2%, для тех, чей рейтинг с 21-го по 200-й —уже на уровне 14%, а у кредитных организаций с 201-й по 888-ю строчку рейтинга средний уровень достаточности капитала составляет аж 19%.
Таким образом, вопрос с достаточностью капитала наиболее актуально стоит перед крупными и крупнейшими банками, а для небольших наиболее актуальным является вопрос качества капитала (является ли капитал ресурсом, необходимым для развития кредитной организации), делает вывод Василий Поздышев.
Но ЦБ не нравится не только это, а еще и тот факт, что накопленная прибыль в системе составляет более 40% , еще 20% — субординированные кредиты. «Наверное хорошо, что прибыль остается в капитале банков, но акционеры не вносят средства из иных источников, а рассчитывают на ту прибыль, которую банк может генерить», — пояснил Василий Поздышев.
Завышенные требования
ЦБ приводит статистику, что за пять месяцев 2014 года показатель составил 338 млрд рублей, что 12,6% ниже, чем аналогичный за тот же период 2013 года. По мнению зампреда Центробанка, такой рекордной прибыли, как в два предыдущих года — более 1 трлн рублей, в текущем году ждать не приходится: «доходность по итогам текущего года будет похуже, но «проседание» не будет критичным», минус 10–15%. Одна из причин — рост резервов на возможные потери, вызванной как проблемой ситуацией в экономике, так и геополитическими рисками и, главное, изменением регулирования. Резервы выросли почти до 400 млрд рублей с прошлогодних 230 млрд.
Комментируя переход на новые базельские стандарты, Александр Овчинников, управляющий директор РА «Русрейтинг», отметил: «Россия как всегда идет своим путем, у российского ЦБ немного отличные стандарты и требования. Более высокие требования по достаточности совокупного капитала, базовому капиталу, чем у ЕЦБ. Контрциклический буфер создается. Уделяется внимание специально выделенной группе системно значимых банков в национальном и глобальном масштабе».
По мнению эксперта, уровень политически связанных кредитов и финансирования «связанных сторон» составляет от 40 до 70%.
В поисках источников
Организаторы конференции искали точки роста в системе, и им удалось их найти. «Мы то все знаем, что как не считай, с деньгами плохо. Источников капитализации практически нет, но источники длинных пассивов можно найти — предварила практическую часть конференции одна из ее организаторов и модератор, руководитель МБК «INTERBNKCLUB.com» Екатерина Супрунович. — Сделки секьюритизации идут достаточно активно. Вариант: войти в банковскую группу. Есть множество банков, которые хотят с кем-то слиться. Где-то группы оформлены, где-то недооформлены, но это — вариант решения проблемы». Можно выбрать сотрудничество с МСП банком, есть даже опыт по привлечению исламского финансирования, озвучила эксперт рецепты, уже опробованные отечественными банкирами.
Про то, что в ситуации перераспределения ресурсов в пользу крупнейших госбанков секьюритизация предоставляет эффективный механизм привлечения долгосрочного финансирования и снижения нагрузки на капитал, рассказал вице-президент «ВТБ Капитал» Андрей Сучков. По его мнению, после кризиса центральные банки разных стран перегнули палку с регулированием этого инструмента, частично возложив ответственность за возникновение кризиса. Но последние полтора года и европейские, и американские чиновники пришли к выводу, что секьюритизацию необходимо возрождать.
Проект на перспективу
С другой стороны, «секьюритизация — проект на длительный период, первая сделка — очень серьезные трудозатраты и затраты времени, отметил он», и передал слово Дамиру Шагиеву, директор казначейства Транскапиталбанка, которому помогал с такого рода ипотечными сделками. «Не стоит рассматривать сделку секьюритизации как единичный проект, должна быть череда проектов», — согласился тот.
Дамир Шагиев отметил, что у банка вовсе нет инвестиционного рейтинга, а рейтинг АИЖК не дотягивает до нужного стандарта. Тем не менее, банк, который ранее работал по программам МСП банка и IFC как основного источника длинных пассивов, в декабре прошлого года, решив сосредоточиться на ипотечных сделках, закрыл дебютную сделку, структурированная в российском праве в рамках программы АИЖК. В качестве преимуществ спикер назвал «удлинение привлеченных средств путем перехода в размещенные облигации, снятие колоссальной непредсказуемости с привлечение финансирования».
По законам шариата
Татарстанский «АкБарс» стал первым и пока единственным, кому удалось получить взаймы «исламские» деньги, хотя пробовали многие. Не удивительно, что рассказ Олега Карпеева, директора по корпоративному финансированию банка, вызвал живой интерес у аудитории.
Правда, не все было понятно в этом выступлении. В частности, спикер очень подробно рассказал, как сложно было взять первый заем, поскольку весь арабский банкинг основан на доверии, а среди переговорщиков никто даже примерно не представлял, в какой точке бывшего СНГ находится Татарстан. Зато ответ на вопрос, почему с таким трудом взятая кредитная линия была погашена, а не продлена, звучал скомкано и невнятно. Тем более, что банку пришлось начинать затем переговоры с нуля, чтобы привлечь второй кредит, и снова успешно. Но сам факт, что отечественному банку это удалось, и даже дважды, внушает оптимизм.
Время покупать
В том, что слияния в группы, а также поглощения более слабых банков сильными конкурентами — один из основных источников стабилизации рынка, нет сомнений ни у регуляторов, ни у большинства банкиров. На конференции о своем опыте присоединения пять региональных банков (в основном это были поглощения) рассказали представители АКБ «Рост-банк». С 2011 по 2013 год активы приросли за счет Норвик Банка, Банка «Казанский», «Байкалинвестбанка», «СКА-Банк» и «Тверьуниверсалбанк. Без учета последних приобретений — банка «Кедр» и «Акко-Банка» капитал прирос на 10 млрд рублей, рассказал Дмитрий Зубков, заместитель председателя правления АКБ «Рост-банк».
Эксперт видит в сегменте M&A «огромное предложение и небольшой спрос», при этом «рисовать все умеют, в Поволжье, на юге России не только капитала нет, но и доплатить надо миллиард — другой», уверяет он. Тем не менее, на 2015 год планируются новые приобретения, и ставит цель войти в топ-50.
«Десятки банков выстроились в очередь, чтобы их купили. Через пару лет ни такого ценообразования, ни такого предложения не будет. Сейчас очень удачный момент, — уверяет он. — Мы самый быстрорастущий банк РФ, по статистике мы выросли в 50 раз — как за счет органического роста, так и за счет сделок M&A».
Ослабевающий родник
Когда IFC стало сотрудничать с ВЭБом, многие ждали, что банки станут получать существенно больше средств, чем предоставляла сама корпорация. Но внедрение жестких стандартов свело эти ожидания к нулю. Тем не менее проекты существуют, и банки получают средства куда более дешевые, чем из внутренних источников, таких как РЕПО или межбанк. Теперь же, «после Крыма» банкиры опасаются, что корпорация может попридержать средства.
В ходе конференции Светлане Румянцевой, советнику по инвестициям IFC задали, в сущности, лишь один важный вопрос: не может ли так случиться, что под давлением требований о введении международных санкций, корпорация закроет все проекты в России, тем самым отсекая эту часть финансирования (и без того не слишком доступную в силу жестких требований к банкам-заемщикам)…
Совет директоров может отказать в работе любому проекту, уклончиво ответила представитель IFC. «От доли участия страны зависит доля в голосовании. У США 23%, а значит самая большая доля. Их мнение учитывается. Но никаких ограничений на нашу работу в России нет. Может быть, есть замедление в процессе принятия решений, но они обусловлены неясностью…» — сообщила Светлана Румянцева. Вряд ли это развеяло опасения банковского сообщества.
Система — без проблемы?
Невзирая все трудности банковской системы, ЦБ РФ отмечает, что не видит никаких рисков шоков. Стресс-тесты показывают, что при пессимистическом и экстремальном сценарии (нефть 76 долларов за баррель и ВВП —1% и 60 долларов за баррель нефти и — 10% ВВП соответственно) годовая прибыль по системе будет, в первом случае, на уровне 0,5 трлн рублей и достаточность капитала 12%, при наихудшем развитии событий прибыль будет на нуле, но достаточность капитала превысит 10%.
«По количественным параметрам российская банковская система в состоянии выдержать очень серьезные шоки. Основные риски для капитала и уровня его достаточности в меньшей степени лежат в плоскости внешних угроз — экономическая активность, цены на нефть, изменения в регулировании, геополитическая активность, а внутри самих банков (качество капитала, качество и прозрачность активов, качество управления). И мы как старались, так и будем стараться вмести с банками неуклонно повышать», — пообещал Василий Поздышев.
В частности, недавно «зажали» риски по ЗПИФам, а в следующем году Василий Поздышев обещает, что «будет очень серьезная работа по ограничению кредитования сторон, связанных с банком, при помощи специального норматива.
Теоретически даже зачистки могли бы стать для кредитных организаций интересным предложением. В международной практике банки охотно берутся за санацию своих менее удачливых конкурентов, чтобы получить их клиентские сети и офисы, а иногда и ноу-хау, вкладывая в это, целиком или, в крайнем случае, в основном, собственные средства. Но в отечественной практике для санации выбираются отнюдь не безупречные проекты, да еще и с гигантской господдержкой.
По словам Василия Поздышева, ЦБ ищет способы помочь банкирам. В частности, готовятся изменения в 173-ФЗ о дополнительных мерах по поддержке финансовой системы, позволяющие оставить в банках ранее выданные субординированные кредиты в капитале 1 уровня.
Похожие новости
ТОП-предложения месяца
-
Военнослужащим Сибсоцбанк
18.00 % -
Семейный Банк АВБ
27.50 % -
Универсальный БыстроБанк
24.50 % -
Роял-Статус Роял Кредит Банк
22.50 %
Опрос
Подпишись на рассылку
Получайте лучшие предложения!