Slon.ru: ЦБ и карманные банки
02.07.2014
Через полгода Центробанк начнет войну с карманными банками, которые кредитуют бизнес своих же акционеров или связанных с ними лиц, следует из сегодняшнего заявления главы регулятора Эльвиры Набиуллиной на Международном банковском конгрессе. Она рассказала, что с января 2015 года вводится новый обязательный норматив - по нему банк потеряет возможность направлять на кредиты лицам, связанным с акционерами банка, больше 20% собственного капитала. Вдобавок, ЦБ получит право решать, связаны ли акционеры банка с его заемщиками, на основе собственного мотивированного суждения.
По инструкции Центробанка, действующей сейчас, банк имеет право кредитовать своих акционеров (тех, у кого 5% и больше акций) на сумму до 50% капитала (норматив Н9.1), своих инсайдеров (тех, кто владеет внутренней информацией) - до 3% капитала (норматив Н10) и группы связанных между собой заемщиков - до 25% капитала (Н6).
Карманные банки еще называют кэптивными (от слова captive - подконтрольный кому-то). Как правило, их создают бизнесмены, чтобы привлечь в свои компании дополнительные деньги: такие банки устанавливают выгодные проценты по депозитам, привлекая множество частных вкладчиков, - а банк на эти средства выдает дешевые кредиты дружественным фирмам. Чтобы не подпасть под нормативные ограничения регулятора, владелец основного бизнеса зачастую владеет банком через аффилированных партнеров. В итоге такой банк сам по себе прибыли не приносит и может существовать только в связке с головным бизнесом. Это делает всю схему уязвимой: если бизнес лопнет, с ним пострадают и деньги вкладчиков. На борьбу с этим риском и направлены новые правила Центробанка. Slon спросил участников рынка, сколько банков теперь окажутся в зоне риска и ждет ли нас новая волна «банкоцида».
Олег Солнцев, руководитель направления анализа денежно-кредитной политики и банковской системы ЦМАКП:
«В новом заявлении Набиуллиной упор делается на «мотивированное суждение». Это
Под угрозу подпадет очень много банков. Из них самые отъявленные - у которых капитал растет, а прибыль нет - это 17% всех российских банков. Я думаю, что в жизни их будет больше, несколько сотен - это оценка снизу. Первый зампред ЦБ Алексей Симановский несколько раз озвучивал, что около половины банков сейчас норматив Н6 не соблюдают. А вскрытие уже почивших банков показало, что в 100% случаев он был не соблюден.
Это мера неоднозначна. Наш анализ показывал, что здесь нужно скорее смягчать нормативы, а не ужесточать. Даже норматив Н6 сейчас слишком жесткий с учетом российских реалий. Банки его выполняют только постольку, поскольку у них есть возможность запрятать все эти взаимосвязи с аффилированными заемщиками. Если ставить нереалистичные задачи, которые не могут быть банками быстро выполнены, это просто приведет к бегству банковского сектора. У меня есть подозрение, что к бегству вкладчиков у нас добавится бегство акционеров.
Поскольку бизнес российских банков изначально строился на модели кэптивности, то попытки ее изменить за полгода или еще за меньший срок, могут привести к одному из двух. Либо банки научатся обходить и эти способы поимки недобросовестных игроков, либо они уйдут с рынка. В нынешних условиях, когда частный банковский сектор и так вышел на нулевой уровень прибыли, нужна не только карательная, но и стимулирующая педагогика. Нужно дать банкам понять, что будут развиваться сферы, где они могут получать дополнительный доход. К финансовому сектору нужно относиться так же, как государство относится к инфраструктуре: его нужно развивать, дооснащать теми инструментами, которые у нас слабо развиты. К примеру, опубликованный сегодня список банков, допущенных к работе с пенсионными накоплениями, нужно расширять: 35 банков - это очень мало».
Вячеслав Андрюшкин, заместитель председателя правления «СДМ банка»:
«Наш банк новое ограничение не может коснуться: у нас среди клиентов больше 12 тысяч юридических лиц, больше 100 тысяч - физических. Но я думаю, что в России как минимум десятки банков, у кого даже существующий норматив Н6 не в порядке и кто столкнется со сложностями.
Я думаю, что эта мера ЦБ будет работать. Потому что Центробанку нужны более четко законодательно очерченные полномочия, чтобы бороться с кэптивными банками. «Мотивированное суждение» не значит произвольное, это доказательное суждение о том, что группа будет сформирована по признакам не чисто юридическим.
Как компании или банки сейчас признается аффилированными: если у них одни собственники, одни директора или их родственники. Но есть и другие признаки, которые не являются юридически определяемыми, но это можно определить, исходя из бизнеса. Мы видим даже по некоторым своим клиентам, что они используют разные способы, извините за выражение, прокладки между компаниями, которые якобы разводят собственников. Допустим, когда одна компания за другую поручается или выступает залогодателем при кредитовании. Ведь странно представить, что, если компании ничем не связаны, одна отдает свою недвижимость в залог за другую компанию. Сейчас мы сами (банки) для определения рисков при кредитовании учитываем не только юридическую структуру холдинга, но и де-факто сложившиеся связи. Можно проследить их через особенности платежей между ними, и ФНС это уже использует.
Поэтому шаг к «мотивированному суждению» вполне естественен. Если банк кредитует своих де-факто акционеров - это реальный риск. Если этот процесс переходит в плоскость, когда деньги просто высасываются из вкладчиков и переносятся в свой же карман - это ситуация действительно опасная. Не знаю, насколько активно ЦБ немедленно за это возьмется. Требуется время, чтобы всех проверить. Люди, заинтересованные в сохранении бизнеса, за это время реструктурируют этот бизнес так, что постараться выполнять этот норматив. Хотя
Владимир Луценко, до мая 2014 года - председатель правления и операционный директор «МС Банк Рус» (дочерний банк Mitsubishi; до 2014 года назывался «Капитал-Москва»):
«Если ЦБ сможет выносить мотивированные суждения, скрытые схемы будут вскрыты, и надежность системы будет повышаться. Если кэптивная модель банкам привычна, это не значит что с ней не надо бороться. Обычно в такой модели акционер привлекает денежные средства не только собственные, а от физических лиц в виде вкладов. И дальше, обходя требования по аффилированности, кредитует сам себя. Что несет риски тем вкладчикам, которые разместили деньги в этом банке. Это неправильно, это высокорискованно и для вкладчиков, и для самих акционеров банка. С нововведением обходить нормативное ограничение будет гораздо сложнее.
Мое мнение - чем скорее банковская система очистится от недобросовестных банков, тем лучше. С большой вероятностью они будут выставлены на продажу. Но сейчас, учитывая ситуацию на рынке, я думаю, многие из них будет проще закрыть. «МС Банк Рус» никогда не кредитовал ни группу компаний «Рольф» [она владела банком до 2013 года - Slon], ни компании, аффилированные с Mitsubishi. Это чисто розничный проект - банк автопроизводителя для кредитования физических лиц для покупки автомобиля».
Екатерина АЛЯБЬЕВА
Похожие новости
ТОП-предложения месяца
-
Военнослужащим Сибсоцбанк
18.00 % -
Семейный Банк АВБ
27.50 % -
Универсальный БыстроБанк
24.50 % -
Роял-Статус Роял Кредит Банк
22.50 %
Опрос
Подпишись на рассылку
Получайте лучшие предложения!