РБК: Минфин нашел способ сбалансировать бюджет на 2015 год
02.07.2014
Сегодня правительственная комиссия по бюджетным проектировкам рассмотрит поправки в бюджет на 2015-2017 годы. Свои предложения накануне представил Минфин. Ведомство предлагает в следующем году сократить запланированный дефицит бюджета более чем вполовину - с 1 до 0,4% ВВП.
Сделать это будет возможно в том числе благодаря увеличению нефтегазовых доходов при сокращении предельных расходов. План по доходам увеличен с 14,6 трлн до 14,9 трлн рублей за счет увеличения нефтегазовых доходов на 702 млрд рублей. Оценка ненефтегазовых доходов снижена до 7,4 трлн рублей с 7,7 млрд. Нефтегазовый дефицит увеличивается с 9,6 до 10,3% ВВП.
По похожим причинам были изменены основные параметры бюджета на текущий год. Расходы в 2014 году остались прежними, но запланированный изначально дефицит в 0,5% заменен на профицит в 0,4% при существенном сокращении внутренних займов и полном отказе от внешних заимствований
Основной причиной появления профицита в бюджете стало увеличение нефтегазовых доходов более чем на 950 млрд рублей за счет роста прогнозного курса доллара, цен на нефть марки Urals и экспортных цен на газ в страны дальнего зарубежья. При этом ненефтегазовые доходы сокращались более чем на 280,9 млрд рублей, а ненефтегазовый дефицит увеличивался с утвержденных 9,4 до 10,1% ВВП, что вызывало беспокойство у аудиторов Счетной палаты, указавших на продолжающийся рост зависимости российского бюджета на нефтегазовых доходов. Для балансировки бюджета Минфина предлагает вернуться на рынок внешних заимствований и занимать по 7 млрд долларов ежегодно, а также сократить предельные расходы на 2015 год с 15,4 трлн до 15,3 трлн рублей и еще на 2% в 2016-2017 годах, что даст бюджету дополнительно 306 млрд рублей, уточнил вчера глава Минфина Антон Силуанов. Возможности государства финансировать расходы бюджета дошли до предела, признал министр.
На будущий год Минфин предлагает новые меры по пополнению доходной части бюджета. Чтобы обеспечить план по доходам, предлагается приватизировать «Роснефть» в 2014 или 2015 годах, а доходы от продажи пакета в 19,5% в 423 млрд рублей учесть в бюджете на следующий год (изначально учтены в бюджете на 2016 год). Представитель Росимущества это не комментирует.
Еще одна возможность пополнить казну: увеличение целого ряда налогов. Предлагается увеличить ставки на сигареты более дорого сегмента, не возмещать НДС при госинвестициях, повысить ставку налога на дивиденды с 9% до 13% и ввести акцизы на газ, экспортируемого в Турцию по «Голубому потоку». «Он сейчас идет без пошлины, без акциза, а окупаемость этого трубопровода уже достигнута», - сказал Силуанов (цитата по «Прайм»). Это, по расчетам Минфина даст около 40 млрд рублей ежегодно. Кроме того, Минфин не исключает введения налога с продаж в 3% и предоставления регионам права его вводить. Для регионов - это дополнительные 200 млрд рублей, уточнил Силуанов.
Вопрос повышения фискальной нагрузки в этом году неоднократно обсуждался, в том числе на совещаниях у премьера. В апреле после одного из таких совещаний первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил о принятом решении: налоговая нагрузка до окончания политического цикла - до 2018 года - повышаться не будет. Представитель секретариата первого вице-премьера не комментирует предложения главы Минфина.
Сейчас предложения Минфина также являются дискуссионными, сообщили РБК несколько источников в правительстве. В Минэкономразвития воздержались от комментариев до изучения документов с проектировками. Предложения по налогам являются вполне логичными, за исключением отказа от возмещения НДС при госинвестиях, говорит главный экономист Центра развития Высшей школы экономики Валерий Миронов. На каждый процент роста ВВП приходилось 2% роста инвестиций. Сейчас ВВП сокращается и инвестиционные стимулы сейчас явно нужны, поясняет он.
Ранее глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев предлагал ускорить экономический роста за счет смягчения бюджетного правила, однако Минфин выступил против. В текущей ситуации повышение налогов может иметь негативный эффект при замедляющемся экономическом росте, говорит главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова.
«Повышение налогов экономический рост не поддерживает. И когда экономика замедляется, повышение налогов - крайняя мера. Если никакого другого пути нет, то чиновники идут на повышение налогов. Но здесь вопрос: что мы ставим во главу угла - желание балансировать бюджет или ускорение экономического роста. Ускорить его бюджетной политикой невозможно, он находится на низком уровне по структурным причинам», - говорит она.
Яна МИЛЮКОВА
Похожие новости
ТОП-предложения месяца
-
Военнослужащим Сибсоцбанк
18.00 % -
Семейный Банк АВБ
27.50 % -
Универсальный БыстроБанк
24.50 % -
Роял-Статус Роял Кредит Банк
22.50 %
Опрос
Подпишись на рассылку
Получайте лучшие предложения!