Газета.Ru: МРОТ стремится к прожиточному минимуму
30.06.2014
Минимальный размер оплаты труда доведут до прожиточного минимума к 1 октября 2017 года, обещает Минтруд. При этом МРОТ будет устанавливаться не в числовом выражении, как сейчас, а в процентном отношении к прожиточному минимуму. Это не первая попытка привести российские реалии к международным стандартам, и мало кто из экспертов рассчитывает, что она будет удачной.
Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в России доведут до прожиточного минимума осенью 2017 года, говорится в законопроекте, представленном Министерством труда.
Пока МРОТ равен 5554 руб. и составляет 66% прожиточного минимума (речь идет об общероссийском МРОТ, который применяется при определении зарплаты. МРОТ для исчисления штрафов остается неизменным - на уровне 100 руб.). Его величина устанавливается специальным законом.
В каждом регионе устанавливается собственный зарплатный МРОТ. Региональный МРОТ, как правило, близок к общероссийскому, но в отдельных субъектах гораздо выше. В Москве МРОТ в 2014 году составляет 12 200 руб., на Сахалине - 11 490 руб., в ЯНАО - 11 171 руб., в ХМАО - 10 250 руб. Прожиточный минимум, к которому нужно приравнять МРОТ, также величина переменная. В 56 субъектах РФ он ниже среднероссийского прожиточного минимума (8014 руб. в месяц, данные Минтруда на третий квартал 2013 года). Но есть регионы, где он выше среднероссийского - в Москве, Московской, Смоленской и Вологодской областях, Краснодарском крае.
Поэтому Минтруд предлагает с 1 октября 2015 года привязать МРОТ к прожиточному минимуму трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Величина прожиточного минимума будет браться по результатам третьего квартала предыдущего года. Соотношение будет выражено в процентах.
1 октября 2015 года МРОТ должен достичь 89% прожиточного минимума, 1 октября 2016 года - 94%; 1 октября 2017 года - 100%.
При этом МРОТ не может быть установлен меньше, чем на 1 января 2015 года - 5865 руб. в месяц.
Это не первое обещание российских властей уравнять МРОТ и прожиточный минимум. Приравнять эти две величины в 2012 году призвал президент Владимир Путин, что стало толчком к оживленным дискуссиям в экспертных кругах.
В декабре 2013 года было подписано очередное трехстороннее генеральное соглашение на 2014-2016 годы, по которому МРОТ должен достигнуть величины прожиточного минимума до 2016 года.
Однако Минэкономразвития весной 2014 года заявило, что «минимальный размер оплаты труда в 2016-2017 годах не достигнет величины прожиточного минимума, так как сроки и механизмы данного процесса еще не определены».
Тогда же Минтруд представил законопроект, в котором предполагалось довести МРОТ до величины прожиточного минимума трудоспособного населения соответствующего региона к 2018 году.
Однако в этом проекте в структуру заработной платы и, соответственно, МРОТ включались компенсационные и стимулирующие выплаты. По этому поводу резко высказалась Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР), назвав предложение неконституционным.
ФНПР не поддержала изменения в законодательство, противоречащие нормам Конституции РФ, которая определяет, что вознаграждение за труд должно быть не ниже МРОТ, установленного федеральным законом. Также в Конституции РФ нет указания на компенсационные и стимулирующие выплаты, а в Трудовом кодексе Российской Федерации вознаграждение за труд является одной из трех составных частей заработной платы. При этом основания установления вознаграждения за труд и компенсационных и стимулирующих выплат отличны друг от друга.
«У нас серьезные дебаты относительно того, что входит в МРОТ. Мы давно готовы его поднять, но есть профессиональные союзы, которые утверждают, что северные коэффициенты и надбавки необходимо выплачивать сверх МРОТ», - отметила по этому поводу вице-премьер России Ольга Голодец.
В обнародованном релизе также есть пункт о компенсационных выплатах. «Это недопустимо и неприемлемо, если смотреть с позиции системного видения как трудового законодательства, так и конституции РФ. Есть, конечно, и просто логические обоснование», - сказала «Газете.Ru» заместитель руководителя Департамента социально-трудовых отношений и социального партнерства ФНПР Елена Косаковская. Она поясняет, что назначая оклад ниже МРОТ, а затем «дотягивает» его компенсационными или стимулирующими выплатами до МРОТ, работодатель изначально нарушает закон, поскольку человек имеет право на МРОТ просто потому, что выполнил свою работу.
На практике, после изменения статьи о МРОТ в 2007 году, многие органы власти уже включают компенсационные и стимулирующие выплаты в МРОТ, пояснила Косаковская. Минтруд обратился именно к этой трактовке, поскольку привязывает МРОТ не к среднероссийскому прожиточному минимуму, а к минимуму региона.
У экспертов необходимость повышения общероссийского МРОТ не вызывает сомнений. «Россия - активный участник Международной организации труда. А вопрос приведения в соответствие МРОТ прожиточному минимуму поставлен жестко, - говорит профессор кафедры труда и социальной политики МИГСУ Любовь Храпылина. - Действительно, ситуация, когда работающий человек не зарабатывает себе на прожиточный минимум, выглядит странно».
Однако даже после обнародования проекта Минтруда надежды на то, что он будет успешно реализован, пока очень малы.
По мнению Косаковской, Минтруд скоро представит доработанный вариант законопроекта, в котором все-таки уйдет от регионального прожиточного минимума и процентных соотношений. «Приравняли бы прожиточный минимум к определенному году региона и не было бы проблем», - считает эксперт.
Екатерина МЕРЕМИНСКАЯ
Похожие новости
ТОП-предложения месяца
-
Военнослужащим Сибсоцбанк
18.00 % -
Семейный Банк АВБ
27.50 % -
Универсальный БыстроБанк
24.50 % -
Роял-Статус Роял Кредит Банк
22.50 %
Опрос
Подпишись на рассылку
Получайте лучшие предложения!