Подобрать
  • Кредит
  • Займ
  • Вклад
Подобрать кредит, займ или вклад

Эксперт-Урал: Точечный инструмент

10.06.2014

Как институт развития, МСП Банк должен поддерживать тех, кому сложнее. Сейчас это предприятия, которые проводят модернизацию, внедряют инновации и энергоэффективные технологии, утверждает заместитель председателя МСП Банка Надежда Мартынова.

- Надежда Владимировна, как вы оцениваете текущее состояние малого и среднего бизнеса?

- На мой взгляд, сегодня активность предпринимателей не очень высокая, слишком много сдерживающих факторов: снижение темпов роста экономики, производства, рост инфляции, не очень благоприятная политическая ситуация. И по всем прогнозам улучшения не предвидится. Угрожающие тенденции мы видим в статистике инвестиций, спад идет с 2012 года. В этом году ко всем негативным факторам добавились девальвация рубля, снижение спроса на продукцию, сложная политическая обстановка и ситуация в банковской системе. Процесс оздоровления банков, безусловно, нужный, но отзывы лицензий отражаются на состоянии бизнеса предпринимателей, которые держали там счета. Да, нам удалось оперативно принять меры по защите счетов индивидуальных предпринимателей: вы знаете, что механизм страхования распространяется на суммы на счетах до 700 тыс. рублей. Но деньги остальных категорий все время под угрозой.

- Как это отражается на деловой активности?

- Большинство предпринимателей заняли выжидательную позицию, они не запускают новых проектов: их производительность труда падает, обороты и, как следствие, выручка становятся меньше. А чем хуже финансовые показатели, тем сложнее привлекать банковское финансирование.

- Как МСП Банк реагирует на эти изменения?

- Стараемся действовать оперативно. Например, как только стало понятно, что предприниматели Калининградской области попали в сложное положение из-за банкротства одного из крупнейших в регионе Инвестбанка, мы совместно с ЦБ разработали новый продукт «МСП Стабильность». В его рамках клиенты Инвестбанка получают льготные кредиты в сети наших банков-партнеров. Для этого Банк России предоставляет нам ресурсы, которые банки-партнеры не могут выдавать конечным заемщикам больше чем под 7% годовых. У большинства малых и средний предприятий, как правило, счет открыт в одном банке, и если у этого банка начинаются проблемы, предприятие оказывается в непростой ситуации, у него нет денег на текущие платежи - налоги, зарплату. Поэтому даже небольшие краткосрочные ресурсы, а в рамках этого продукта кредиты выдаются на год, помогли избежать серьезных последствий.

- Какие новации в продуктовой линейке банка введены в последнее время?

- Самое важное - мы запустили механизм гарантий. Им пользуются в основном, конечно, предприятия среднего бизнеса. В случае, когда им не хватает обеспечения по кредиту, МСП Банк через сеть партнеров предоставляет гарантии перед банками. Учитывая, что продукт предназначен для кредитов на инвестиционные цели, срок гарантии достаточно большой - от 2 до 10 лет, сумма зависит от проекта, но в целом она тоже внушительная - от 100 млн до 2 млрд рублей. Гарантия распространяется на 50% от суммы кредита и стоит от 1,5% до 1,8%. При этом по условиям программы не менее 70% средств от полной стоимости инвестпроекта должно идти на осуществление капитальных вложений.

- Вам не кажется, что это жесткие условия?

- Мы работаем над снижением требований к проектам, но пока Минэкономразвития не соглашается смягчать критерии отбора проектов по этой программе. Нам кажется, что определенный вклад в решение этой задачи внесет создаваемое Агентство кредитных гарантий.

- Насколько эффективен будет этот инструмент?

- Малым и средним предприятиям действительно не хватает обеспечения, это ведет к повышению риска и соответственно к росту стоимости кредита. Если гарантии этого агентства будут приравнены к федеральным, это, конечно, будет подспорьем для среднего бизнеса.

- Многие партнеры вашего банка жалуются на слишком сложный документооборот, это снижает интерес к вашим программам со стороны банковского сообщества.

- Согласна, на первом этапе запуска программы документооборот был колоссальный. Но мы работаем над этим: сегодня весь документооборот переведен на электронные носители, заявки можно подавать режиме онлайн, за каждым банком закреплен куратор. Надо понимать, что МСП Банк это - государственное учреждение, мы должны постоянно предоставлять статистику министерствам, отчетность большая. Естественно, приходится требовать ее и от партнеров.

- Многие банки-партнеры были искренне огорчены, когда после кризиса 2008 года МСП Банк сузил программы, сосредоточившись на поддержке ограниченного круга заемщиков. С чем это было связано?

- Наша задача в период кризиса - поддерживать жизнедеятельность предприятий. Когда стало понятно, что спад преодолен, мы выбрали приоритетные сегменты, посчитав, что если торговые предприятия имеют официальную отчетность, они найдут ресурсы на стандартных условиях в банках. Как институт развития мы должны поддерживать тех, кому сложнее - это предприятия, которые проводят модернизацию, внедряют инновации, энергоэффективные технологии.

Беседовала Ирина ПЕРЕЧНЕВА

Похожие новости

ТОП-предложения месяца

Опрос

Для каких целей вы используете онлайн и мобильный банкинг:

Подпишись на рассылку

Получайте лучшие предложения!

Банк Адвизор ВКонтакте