Подобрать
  • Кредит
  • Займ
  • Вклад
Подобрать кредит, займ или вклад

Рассрочка уже неактуальна

09.02.2015

В торговых сетях Петербурга практически невозможно приобрести товар, не оплачивая его сразу же. Услуги рассрочки при посредничестве банков стали невозможны или крайне невыгодны из-за того, что за счет скидок платежи по процентам компенсировать становится все труднее. Ретейлеры не готовы кредитовать покупателей самостоятельно, так как они сами испытывают достаточно серьезные проблемы с привлечением финансов. 

 

Не так давно в социальных сетях активно обсуждали фотографию, на которой изображен промо-плакат, предлагающий купить в рассрочку элитный алкоголь в магазине «Ашан» города Санкт-Петербург. Хоть компания и спешно назвала снимок подделкой, автор фото был не так далек от истины. «Для сетей чрезвычайно актуальна проблема поддержания активности покупателей. Люди сейчас, конечно же, готовы покупать, но оплачивать хотят постепенно, ведь ожидают, что цены будут и дальше повышаться», - прокомментировал ситуацию Иван Федяков, гендиректор агентства INFOLine, которое занимается анализом розничного рынка. 

 

Интересно, что если застройщики перед страхом потери клиентов говорят о возрождении программ рассрочки, то торговые сети стараются отказываться от таких предложений. «Фонтанка» выяснила, что в торговых сетях города сейчас едва ли возможно купить товар, оплатив его не сразу.

 

Кредит под видом рассрочки

 

Многие розничные компании, которые предлагают купить какой-либо товар в рассрочку, на деле предлагают потребителю взять кредит у банка-партнера, компенсируя, таким образом, его расходы по оплате процентов. 

 

Обычно ретейлер дает скидку, которая частично или полностью компенсирует переплату по процентам. Генеральный директор «Петербургской меховой компании» Виктория Сапунова: «Когда мы начинали работать по этой программе, банки давали кредиты на 10 месяцев под 10 процентов годовых. Среди наших покупателей такое предложение было достаточно востребованным. Получалось, что покупатель, досрочно гасивший кредит, платил в итоге меньше, чем том случае, если бы оплачивал покупку сразу». 

 

После индексации ЦБ ключевой ставки работа по такой схеме перестала быть выгодной. Сейчас ставка находится на уровне 26-28 процентов годовых. Продажа дорогих товаров при таких условиях становится нерентабельной. 

 

Рассрочки «без переплат» исчезли с рынка бытовой техники еще в прошлом году. Руководитель отдела «финансовые сервисы» компании «Юлмарт» Дмитрий Золотавин говорит, что банки значительно сократили количество подобных продуктов или серьезно повысили уровень скидок по ним, что оказалось невыгодным для розничных продавцов. Но даже обычные кредиты на покупку бытовой техники все рже одобряются. 

 

Банки отказываются давать официальные комментарии отказываются, но на условиях анонимности подтверждают сворачивание таких программ. При нынешнем размере ключевой ставки они являются убыточными. На смену этой программе банкиры предлагают другой продукт – кредиты с льготными периодами, ставка по которым находится на уровне 8-9 процентов. При этом льготный период составляет порядка двух месяцев. Если клиент не выплачивает сумму в срок, то ставка повышается до 50 процентов годовых. В одном из банков сообщили, что такой кредит тоже убыточен и является скорее маркетинговым ходом.

 

Банки вне игры

 

«Вестфалика» - это единственная крупная сеть, которая на постоянной основе работает с рассрочкой без участия банков. В компании не предоставили информации о том, сколько покупок было сделано в рассрочку в 2014 году, но в целом по сети «Обувь России» цифры впечатляют – 56,6 процентов. Интересно, что если в 2013 году в договоре рассрочки насчитывалось в среднем около 1,6 единиц товара, то в 2014 – 2 позиции товаров. Это говорит о росте спроса на услугу. 

 

Беспроцентная рассрочка на три месяца без участия банков предлагается и петербургским продавцом шуб «Рот Фронт». Но компания отдает товар лишь после того, как покупатель полностью его оплачивает. Кроме того, зимой компания работает с обычными кредитами, а рассрочку предоставляет только летом во время низких продаж.

 

Непрофильный бизнес

 

Подобному примеру, по мнению Ивана Федякова, могут следовать и другие розничные сети. Ретейлеры Петербурга уже имеют опыт работы в рассрочку с юридическими лицами. Иван Федяков считает, что в условиях кризиса выиграют те, кто сможет распространить такую схему на обычных покупателей. По словам эксперта, в США есть примеры небольших городов, в которых магазины позволяют своим клиентам расплачиваться за покупки после получения заработной платы. 

 

Вот только российские ретейлеры пока не выражают готовности работать по такой системе, объясняя свое решение нежеланием заниматься нести дополнительные риски. 

 

Более того, сети не могут позволить себе кредитование покупателей из-за того, что сами испытывают проблемы с привлечением финансов на запуск новых магазинов и оплаты поставок. Иван Федяков говорит, что беспроцентная рассрочка в таких условиях невозможна, а если ретейлер начнет брать проценты, то органы контроля могут расценивать это как нарушение закона.

Похожие новости

ТОП-предложения месяца

Опрос

Для каких целей вы используете онлайн и мобильный банкинг:

Подпишись на рассылку

Получайте лучшие предложения!

Банк Адвизор ВКонтакте