Коммерсант: Крыму меняют климат
24.07.2014
Как стало известно «Ъ», в правительственных ведомствах обсуждается новая версия закона, предусматривающего для Крыма и Севастополя особое регулирование любой предпринимательской деятельности. После критики ситуации вокруг закона «Об ОЭЗ в Крыму и Севастополе» новый проект уже открыто предполагает создание на полуострове отдельных правил игры — от пониженных ставок налогов до ускоренного изъятия земель в Крыму и нового порядка работы банков на полуострове.
Как стало известно «Ъ», после нескольких месяцев доработки и разноса за срыв сроков подготовки закона о крымской зоне, устроенного Дмитрием Медведевым на совещании 8 июля (см. «Ъ» от 9 июля), в правительстве обсуждают новую версию проекта создания особого режима регулирования предпринимательства в Крыму. Документ, по данным «Ъ», уже есть в ряде госведомств. Проект, по словам представителей аппарата профильного вице-премьера Дмитрия Козака, до конца недели будет внесен в правительство после доработки Министерством по делам Крыма.
Напомним, Олег Савельев, бывший заместитель главы Минэкономики, назначенный главой Минкрыма, в апреле готовил проект закона «Об особой экономической зоне в Республике Крым и Севастополе» еще в старом ведомстве. Проект, за подписью Минэкономики опубликованный в июне, подвергался активной критике ведомств. Как и обещал в апрельских интервью Олег Савельев, он реализовывал принципиально иную, чем принято в правительстве РФ, концепцию развития экономик двух новых регионов страны. Непосредственно реализацией идеи «нового Гонконга» (то есть де-факто отдельной полноценной юрисдикции и правовой системы) на полуострове документ было назвать нельзя, но он предполагал весьма масштабные, стимулирующие бизнес отличия госрегулирования в Крыму от остальной России — они близки по идеологии льготам, предоставленным Сколково. Предполагалось, что текст будет радикально изменен (прежняя версия была довольно неконкретной), в том числе после критики правительственных ведомств. Тем не менее в распоряжении «Ъ» оказался новый законопроект, разработанный, по данным «Ъ», Минкрыма,— он был разослан отраслевым структурам одним из федеральных ведомств 21 июля, и в нем реализуются те же идеи еще в большей степени, чем ранее.
Законопроект поменял название — теперь это поправки к конституционному закону о присоединении Крыма и Севастополя к РФ и об образовании двух новых субъектов РФ (они напрямую декларируют «особый правовой режим» в Крыму и Севастополе) и новый законопроект «О развитии Крымского федерального округа». Самый большой раздел проекта ФЗ «О развитии КФО» предсказуемо посвящен земельным отношениям в Крыму. Юрлица и индивидуальные предприниматели, работающие в Крыму, согласно проекту, смогут пользоваться государственными и муниципальными землями только на правах аренды — выкупать эти участки в собственность будет запрещено, как и иметь их в бессрочном пользовании. Если же данный участок потребуется для создания инфраструктуры, то у гос- и муниципальных учреждений он может быть изъят просто посредством уведомления об изъятии.
Для граждан и компаний (в том числе если участки находятся у них в постоянном или пожизненном владении или собственности) предусмотрено возмещение убытков в соответствии с законодательством РФ, но изъятие будет происходить в ускоренном порядке. О том, что участок потребовался государству, собственники, арендаторы и землепользователи будут извещаться в течение семи дней после принятия соответствующего решения, на подписание соглашения с властями об условиях изъятия владельцу и арендатору отводится три месяца, после чего уполномоченный орган праве обратиться в суд. По стандартной процедуре собственник или пользователь участка должен быть извещен об изъятии не позднее чем за год.
Чиновники, судя по имеющейся у «Ъ» версии документа, вернулись и к майской идее создания внутреннего офшора на полуострове, которой не было в проекте Минэкономики. Зарегистрировавшись в Крыму и уплатив регистрационный сбор в 150 млн руб., компания, согласно проекту, сможет получить освобождение от уплаты налогов на имущество организаций, на транспорт и на землю, а также получить 10-процентную ставку налога на прибыль (вместо стандартной 20-процентной) на 50 лет.
Обязанности вести предпринимательскую деятельность на территории Крыма у таких компаний не будет — предполагается, что такой крымский «офшор» можно будет использовать для создания центра прибыли и для операций по всему миру (при условии уплаты «десятины» с прибыли в крымский бюджет). Впрочем, гипотетическая привлекательность таких «офшоров» в сравнении с зарубежными аналогами заметно снижается включением в законопроект целого ряда условий к ним. Кроме $4,5 млн на уплату сбора, они должны будут обладать персоналом «не менее 10, но не более 100 человек», им будет нельзя иметь российские филиалы и представительства за пределами полуострова. Портфельные инвесторы должны будут соответствовать «условиям и видам деятельности», перечень которых позже утвердит Минкрыма.
Для другой категории предпринимателей, готовых не только регистрироваться, но и реально работать в Крыму и в Севастополе, предложены иные условия. В отличие от первой группы, они получают полное освобождение от налога на прибыль и от водного налога на 10 лет — в дополнение к освобождению от имущественных налогов. Перечень льготных видов деятельности в Крыму также будет утвержден отдельно. 150 млн руб. таким инвесторам также придется найти — но уже не в виде невозвратного взноса, а в форме капвложений, сделанных в течение двух лет. Для противодействия ухода от налогов на остальной территории РФ им также будет запрещено иметь филиалы «на материке».
Наконец, налоговое «спецпредложение» предусмотрено и для малого бизнеса. Работающие по упрощенной системе налогообложения, на патенте и сельхозпроизводители вместо стандартных 6% с доходов будут платить лишь 4%. Статья 26 проекта закона гарантирует, что, если РФ в будущем повысит ставки налогов (кроме акцизов и «внутреннего» НДС), в отношении льготных крымских компаний они применяться не будут.
Проект предлагает для всего Крыма режим свободной таможенной зоны. Произведенные на полуострове товары (с сертификатом происхождения) при экспорте и импорт из третьих стран (кроме подакцизных товаров — в части акциза и НДС) предложено полностью освободить от таможенных пошлин и других платежей. Чтобы не превратить Крым в «окно» для беспошлинного ввоза, оговорено, что товары из третьих стран, затем вывезенные на остальную территорию Таможенного союза, облагаются импортными пошлинами и другими платежами. В случае же реэкспорта ввезенных товаров (как с переработкой, так и без переработки в Крыму) таможенные пошлины взиматься не будут (акциз и НДС по подакцизным товарам заплатить придется).
Поправками также предусматривается, что до 1 января 2025 года в Крыму и Севастополе могут работать только банки, получившие регистрацию именно там,— открывать свои отделения за пределами полуострова в течение этого срока они не смогут. Прочие банки России («федеральные банки») смогут это делать исключительно через 100-процентные «дочки» в регионе, но не через филиалы. Более того, работать в Крыму и Севастополе такие «дочки», согласно поправкам, будут «на основании лицензии, выдаваемой ЦБ РФ», «в рамках действующей лицензии федерального банка», предполагается «наличие субсидиарной ответственности федерального банка по обязательствам дочернего, зарегистрированного в Крыму или Севастополе».
Очевидно, в случае принятия закона в этом виде уже работающим в Крыму российским банкам придется менять статус своих подразделений. Впрочем, вероятность реализации такого сценария мала, как и в целом принятия закона именно в таком виде. Так, источники, знакомые с обсуждением проекта во властных структурах, сообщили «Ъ»: в отношении банковской деятельности в проекте, который есть в распоряжении «Ъ», зафиксирована «устаревшая версия» — она не нашла поддержки и больше не дискутируется, существует нераскрываемый «абсолютно иной» рабочий вариант. За формулировками в части банков могут стоять идеи особого налогового режима для кредитных организаций в Крыму (см. подробнее «Онлайн»).
Впрочем, во всех ведомствах не комментируют законопроект открыто — не только из-за «ведомственных» разногласий, но и из-за его идеологии. Так или иначе, идея «крымского Гонконга» предполагает определенную отдельность Крыма и Севастополя от экономики РФ, и эта идея должно конкурировать с идеей быстрой полной интеграции полуострова с Россией на основе общих для всей страны правил игры.
Зачем может быть нужна новая реформа банковской сферы в Крыму
В Крыму уже со 2 апреля руководствуются законом «Об особенностях функционирования финансовой системы Республики Крым и города Севастополя на переходный период» — как и в остальной России, через филиалы, дополнительные, операционные и кредитно-кассовые офисы: «дочек» же там никто не открывает. По данным ЦБ, на 22 июля в Крыму и Севастополе действовало 444 банковских подразделения — новый проект предполагает, что всем им придется переоформлять документы.
По мнению экспертов, банковские нововведения в проекте Минкрыма разработаны, скорее всего, именно для применения особого налогового режима для банков, работающих в Крыму и Севастополе. «Такие предложения выглядят как жесткий способ локализации налоговой льготы на определенный срок,— указывает гендиректор “Финэкспертизы” Агван Микаелян.— Банк — сложная структура, в которой разделить балансы разных филиалов и подразделений и, соответственно, определить, какие доходы попадают под спецрежим, а какие — нет, в регулятивных целях будет архисложно, если вообще возможно».
Впрочем, юристов все же смущают формулировки относительно взаимоотношений между банком и его будущими «дочками». «Порядок выдачи лицензии для всех один, и если мы говорим о такой “дочке” как отдельном юрлице, то на нее должны распространяться такие же требования, как и на другие российские банки, в том числе по капиталу,— говорит управляющий партнер Legal Capital Partners Дмитрий Крупышев.— Готовы ли будут уже вышедшие в Крым игроки на столь ощутимые финансовые вложения — вопрос». Впрочем, по его мнению, цель законопроекта может заключаться и в желании привлечь в Крым крупные банки, пока тормозящие процесс выхода в этот регион из-за угрозы санкций, которые для них, вовлеченных в мировую финансовую систему, будет особенно болезненным. «Возможно, цель — применить принцип “сын за отца не в ответе”,— поясняет господин Крупышев.— То есть российские банки будут присутствовать в Крыму, но санкции, вероятно, в таком случае будут введены против их крымских “дочек” как отдельных юрлиц, не затронув материнские структуры». Ольга Шестопал
Крым предлагается сделать особой визовой территорией РФ
Для инвесторов и туристов в Крыму проектом предусмотрен особый визовый режим. Представители иностранных организаций, даже если они прибывают только обсудить возможности дальнейшего сотрудничества, могут получить визу на нужный срок непосредственно на границе. Также на месте однократную визу смогут оформить, согласно проекту, и туристы — сроком до 30 дней. Общим для двух новых регионов и свободным (вне системы квот) предлагается режим импорта рабочей силы в Крым — это, очевидно, крайне важно для сохранения рабочих мест для граждан Украины в Крыму. Наталья Ильина, Дмитрий Бутрин
Юлия ГАЛЛЯМОВА, Дмитрий БУТРИН, Светлана ДЕМЕНТЬЕВА, Вадим ВИСЛОГУЗОВ, Наталья ИЛЬИНА
Похожие новости
ТОП-предложения месяца
-
Военнослужащим Сибсоцбанк
18.00 % -
Семейный Банк АВБ
27.50 % -
Универсальный БыстроБанк
24.50 % -
Роял-Статус Роял Кредит Банк
22.50 %
Опрос
Подпишись на рассылку
Получайте лучшие предложения!