Slon.ru: Чего ждать от индустрии финансовых технологий: 10 главных трендов
10.06.2014
В июне мы в RusBase решили продолжить наш эксперимент с организацией нишевых мероприятий, посвященных монетизации проектов из конкретной индустрии (см. предыдущий пост об индустрии онлайн-образования). 5 июня на конференции FinTech Russia в МИСиС мы собрали около полутора сотен инвесторов и предпринимателей из сферы финансовых технологий. Среди них были Мирча Михаэску (глава SBT Ventures) и Энди Цао (глава Silicon Valley Bank), эксперты из лондонского StartupBootCamp FinTech Accelerator Нектариос Лиолиос и Джошуа Боуэр-Соул, а также Маттиас Кронер, основатель Fidor Bank, который не так часто выступает в России.
Конференция строилась не на пленарных дискуссиях или обсуждениях, а только на презентации кейсов и бизнес-моделей. RusBase собрал несколько прогнозов от спикеров и экспертов конференции, чтобы понять, чего нам ждать от fintech-индустрии в России завтра.
1. Появится настоящий рынок финансовых данных
Дмитрий Смирнов, управляющий партнер Flint Management:
- FinTech - одно из самых динамично развивающихся венчурных направлений ближайших трех лет. В России многие зарубежные тренды подхватываются достаточно быстро, поэтому естественное состояние российского финтеха сейчас - быстрый рост. Сначала будут успешны B2C-проекты - фокус на сбор данных от пользователей, это станет added value для большинства компаний. Затем наступит время B2B-проектов, предлагающих технологические решения для работы с информацией о «жизнедеятельности» клиента, придет время удобных и выгодных решений для среднего и малого бизнеса. Формируемые при этом базы данных - ценнейшая информация для узкотаргетированной рекламы. Развернется настоящий рынок финансовых данных. Банки, например, обладают очень ценной информацией, но не используют ее в полном объеме.
Но, несмотря на весь оптимизм по отношению к российскому финтеху, массового спроса на подобные проекты в РФ пока нет. Каждая компания должна будет привести «за ручку» всех своих клиентов и доказать им удобство и пользу своего решения, а также приложить гигантские усилия, чтобы эти клиенты остались. Игроки будут вынуждены тратить существенную часть своего бюджета на маркетинг и образование пользователей. Команд может быть много, но останутся только те, кто свое стремление способен подкрепить серьезными инвестициями. В России это игра в долгую. Тем не менее конкурентов сейчас нет - есть только компании, которые формируют рынок.
2. Все уже придумано на Западе
Андрей Романенко, управляющий партнер Run Capital:
- Привлекательность этого сегмента все больше растет в России. Конечно, мы еще отстаем от Запада, где бум FinTech-индустрии начался лет 5-7 назад, но тренд на расширение был взят уже в 2013 году.
Последние несколько лет всеобщее внимание было приковано к электронным кошелькам, деньгам и денежным переводам, ваучерам и купонам. А сейчас в России появляется все больше проектов по микрокредитованию, P2P-займам, скорингу, финансовому планированию. Причем ярких и на сто процентов успешных решений в большинстве этих сегментов в Росcии пока нет, и рано говорить о какой-либо реальной конкуренции. Проекты в этих областях не являются уникальными в мировом масштабе, на Западе уже существуют успешные аналоги.
3. Баффет тоже может ошибаться
Александр Иванов, партнер фонда Life.SREDA:
- По предварительной оценке аналитиков Life.SREDA (скоро мы выпустим обзор российской FinTech-индустрии), за первые пять месяцев 2014 года мировые инвестиции в отрасль, включая M&A-сделки, составили уже $2,1 млрд против $2 млрд за весь 2013 год. В так называемом «клубе единорогов» - стартапов стоимостью более $1 млрд - уже три члена FinTech-индустрии.
Отрасль становится зрелой, когда о ней начинают говорить акулы классического инвестиционного бизнеса. Так, всем запомнилась развернувшаяся дискуссия между Уорреном Баффетом, который в начале марта заявил в интервью Forbes, что «мысль об огромной внутренней ценности биткоинов - просто смех», и Марком Андриссеном (сооснователем фонда Andreessen Horowitz с общей суммой инвестиций более $2,5 млрд), который заявил, что старый волк тоже может ошибаться: «Баффет имеет за плечами колоссальный опыт и всегда находится в гуще самых громких технологических сделок, но он не понимает эту индустрию на сто процентов».
4. На первом плане - Mobile и Big Data
Алексей Тукнов, инвестиционный директор Maxfield Capital:
- У финансовых институтов (кредитных и некредитных) большие резервы по увеличению своей эффективности, так что растет спрос на новые решения. Разрыв между потребительским спросом на инновации в FinTech-секторе и предлагаемым уровнем сервиса у традиционных институтов создает возможности для развития эффективных B2C-решений.
Очевидно, что выделяется мобильное направление и работа с данными. Существенный потенциал у B2B-решений, которые не ориентируются на финансовые институты, а предлагают новые продукты вне их.
5. На нашем рынке спрос сильно перевешивает предложение
Станислав Косоруков, инвестиционный директор Prostor Capital:
- Среди ключевых трендов - персонализация и децентрализация финансовых продуктов и услуг: PFM/PFP-сервисы, персональное онлайн-кредитование, краудфандинг, Bitcoins. Все эти сегменты присутствуют и в России, но степень их развития отличается от мировых.
Наш рынок все еще испытывает большой перевес спроса над предложением. Эта ситуация стимулирует появление большого количества новых сервисов. В частности, за последнее время очень сильно вырос рынок предложений по персональному микрокредитованию как физических, так и юридических лиц. Эти начинания понемногу прокладывают тропинки в нашем юридическом и налоговом «лесу», по которым, хочется верить, скоро придут множество последователей.
Большой проблемой остается своевременная оценка заемщиков, и многие компании пытаются создать свой независимый и качественный скоринг. Этот рынок в России пока не развит, за основу чаще всего берется база НБКИ, которая не содержит всех историй пользователя, и, если полагаться только на нее, то это может привести к плачевным результатам.
6. Платежи перетекают в интернет
Дмитрий Сабуров, аналитик Runa Capital:
- Во-первых, в российской FinTech-индустрии в ближайшие годы будет активно расти P2P - финансовые услуги все больше будут доступны через P2P-платформы, без участия посредников (Consumer Lending, SMB Lending, FX). Во-вторых, рынок платежей продолжит перетекать в интернет, порождая спрос со стороны Online Merchants на дешевый и удобный процессинг.
7. В России можно не только копировать, но и изобретать
Андрей Куликов, инвестиционный менеджер FastLane Ventures:
- Есть все предпосылки для того, чтобы в России появились сильные стартапы в области FinTech: достаточно большой внутренний рынок, рост проникновения финансовых услуг и большое количество нерешенных проблем, как инфраструктурных (B2B), так и продуктовых (B2C). В России на этом рынке можно не только копировать (регулирование инфраструктуры хорошо защищает локальные стартапы от конкуренции), но и изобретать, потому что у нашего рынка есть свои особенности - например, низкий уровень доверия, отсутствие хороших инструментов для сбережения, низкая финансовая грамотность.
Если говорить о сегментах, то мне кажется перспективным скоринг, решения для SMB, средства платежей для интернет-магазинов, онлайн-переводы, инвестиционные продукты, микрофинансирование.
8. Проще договориться друг с другом, чем с банками
Ольга Туржанская, руководитель QIWI Venture:
- Последние несколько лет FinTech-проекты в России активно развивались. И сейчас можно говорить о начале формирования экосистемы Fintech в России. На мой взгляд, в следующие 1-2 года эта тенденция будет усиливаться. В конкурентной борьбе выиграют те финтех-проекты, которые смогут установить прочные партнерства (как показывает практика, FinTech-cервисам гораздо проще договориться друг с другом, чем с крупными игроками из офлайна, например с банками) и предложить пользователю полный цикл услуг в режиме «одного окна».
Именно такой подход мы будем использовать при формировании пула проектов в акселераторе QIWI Universe: создание правильной экосистемы, которая позволит командам находить партнеров на самых ранних этапах создания продукта.
9. Кто будет платить за финансовые сервисы
Сергей Фрадков, управляющий партнер акселератора iDealMachine:
- Сегодня во всем мире инновации в области финансовых технологий одни из самых быстроразвивающихся. Проблемы с логистикой и привычка к использованию наличных создает проблемы для распространения финтехсервисов в регионах. Но сейчас платежеспособную категорию будут составлять молодые люди, выросшие во время активного развития интернета.
Скорее всего, более востребованными будут клоны популярных сервисов из США и Европы. Но и оригинальные идеи, созданные под влиянием российских условий, также будут появляться. Инвесторам надо следить за компаниями, которые смогут показать наличие потребительского спроса, а компаниям - строить такие MVP, которые этот спрос выявят.
10. FinTech-стартапы сильно изменят рынок финансовых услуг
Даниил Гризенков, инвестиционный аналитик iTech Capital:
- Финансовая отрасль - достаточно консервативная и негибкая к переменам. В базовых вещах она практически не изменилась со времен первых банков и бирж. Кредиты все так же выдают в отделениях, наиболее доступный банковский продукт - это депозит под смешные проценты. И сегодня наконец в отрасли появилось движение. У FinTech-стартапов есть большой шанс дать серьезный импульс развитию рынка финансовых услуг. Развитие инновационных сервисов стимулирует финансовые институты к тому, чтобы стать клиентоориентированными, предоставить людям возможность 24/7-доступа к финансовым услугам и, основываясь на данных о поведении каждого клиента, предложить наиболее оптимальные решения из доступных на рынке.
Мария ПОДЛЕСНОВА
Автор - CEO площадки для стартапов и инвесторов RusBase
Похожие новости
ТОП-предложения месяца
-
Военнослужащим Сибсоцбанк
18.00 % -
Семейный Банк АВБ
27.50 % -
Универсальный БыстроБанк
24.50 % -
Роял-Статус Роял Кредит Банк
22.50 %
Опрос
Подпишись на рассылку
Получайте лучшие предложения!