Деньги: Великое индийское торможение
02.06.2014
26 мая премьер-министром Индии стал Нарендра Моди, это самая серьезная смена власти в стране за многие годы. Масштаб задач, стоящих перед Моди, беспрецедентен: 30 лет назад подушевой ВВП Индии был равен китайскому, сейчас - вчетверо меньше.
Индия - спящий гигант. Многие соседи, начав с близкого уровня развития, многократно опередили ее в экономическом развитии. Однако в отличие от Индии рост Японии, Южной Кореи, Тайваня, Китая был вариацией одной и той же модели роста.
Вот ее несколько черт. Во-первых, ставка на экспортно ориентированную промышленность. Внутренние рынки бедных стран не могут самостоятельно вывести страну из отсталости, чучхе еще нигде не сработало. Во-вторых, это, как точно описал азиатскую модель нобелевский лауреат Пол Кругман, «perspiration, not inspiration» - пот, а не вдохновение. Страны с быстрым ростом стабильно демонстрируют очень высокую долю инвестиций в ВВП (Китай дошел до экстремальных 50%) и, соответственно, низкую долю потребления в ВВП. Проще говоря, из года в год жертвуют текущим потреблением, постепенно накапливая ресурсы и инвестируя их в будущее (в основном в то же экспортно ориентированное промышленное производство). В-третьих, важную роль играет традиционно высокая трудовая культура, присущая Восточной Азии. Сюда же - важная роль образования. В-четвертых, гибкий рынок труда. В-пятых, максимально комфортные условия для отечественного и иностранного бизнеса.
«Индусский рост»
Увы, для экономики Индии черты модернизирующейся экономики нехарактерны. В течение 40 лет после обретения независимости в 1947 году экономический рост в Индии составлял в среднем 3-4% в год. С учетом же роста населения в среднем на 2% в год рост ВВП на душу не превышал 1-2%. «Индусский рост» - так иронично называл это неспешное по сравнению с «азиатскими тиграми» развитие индийский экономист Радж Кришна.
Слабый рост - следствие квазисоциалистической политики. Первый премьер-министр Индии Джавахарлал Неру восхищался СССР и пытался имитировать советскую систему. В экономике верховодил госплан с пятилетками, основные компании находились в собственности государства. Другими чертами были изоляция (высокие тарифы подавляли внешнюю торговлю) и, соответственно, импортозамещение.
Частный сектор был зарегулирован и бюрократизирован: Индию часто называли License Raj - царство лицензирования. Прежде чем начать работу, компании должны были получить разрешения до 80 государственных агентств. Остальное - цены, производство, инвестиционная политика, финансирование - тоже было объектом регулирования. Просто так уволить работников или закрыть предприятия бизнес тоже не мог.
1991-й по-индийски
Социализм довел страну до ручки приблизительно в то же время, что и СССР. 24 июля 1991 года, когда денег осталось на две недели импорта, тогдашний министр финансов, позже ставший премьером, Манмохан Сингх заявил: «Места для маневра, для того чтобы жить на заемные деньги, больше нет». Сингх продвинул сбалансированный бюджет, девальвировал рупию, отпустил цены, частично отменил удушающую систему лицензирования и открыл дорогу иностранным инвестициям в некоторых отраслях.
1991-й открыл возможности для более высокого роста. За последние два десятилетия темпы роста выросли до среднего уровня 7% в год. Впрочем, это все равно не китайский уровень (превышавший в среднем 10% в год), особенно учитывая все тот же сильный рост населения Индии (20 млн ежегодно), так что рост на душу не превышал 5%.
Помимо либеральных реформ 1991 года Индии еще и повезло. Конец прошлого - начало нынешнего века ознаменовались высоким ростом всей мировой экономики и бумом аутсорсинга, чем некоторые индийские компании (в основном в сфере IT и услуг) успели воспользоваться. Плюс 2000-е были пиком инвестиционной моды на развивающиеся рынки, самые большие из которых были записаны в БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай) с легкой руки экономиста Goldman Sachs Джима О'Нила.
Поддерживался рост и индийской диаспорой. Миллионы индийских рабочих стали трудиться за рубежом, в основном в странах Персидского залива, где в 2000-х велись грандиозные стройки. Искусственные острова и небоскребы в Дубае были возведены в основном руками индийцев. По данным Всемирного банка, индийцы, работающие за границей, в середине 2000-х перечисляли на родину $20 млрд ежегодно (в 1990-м - всего $2,4 млрд) - рекордный в абсолютном исчислении показатель. В 2013-м эти цифры выросли до $70 млрд, почти 4% ВВП (рекорд в относительном исчислении у Таджикистана - 52% ВВП). Если Россия в 2000-х воспользовалась удачной конъюнктурой на рынке минеральной энергии, то Индия - живой.
Впрочем, плоды развития были распределены неравномерно: в Индии живет около 7% миллиардеров мира, но сама экономика - всего лишь 2% мирового ВВП. Совокупное богатство индийских миллиардеров составляет 20% ВВП, столько же, сколько в России, но значительно выше, чем в Китае с 3% ВВП.
Концентрация экономического благополучия видна и на кастовом уровне. Половина (и восемь из топ-10) из 56 индийских миллиардеров из списка Forbes принадлежат к одной касте бания, в основном из штатов Раджастан и Гуджарат (новый премьер-министр Индии, глава «Бхаратия джаната парти» Нарендра Моди был как раз главным министром Гуджарата). К этой касте относится менее 1% населения Индии. Зато по данным экономиста Аакара Патела, доля бания в национальном доходе - 24%. Любопытно, что бания - каста из варны (сословия) торговцев - вайшиев. А вайшии в традиционном индуистском обществе - только третье по значимости сословие после брахманов (клирики и учителя) и кшатриев (воины и правители). Ниже - шудра (крестьяне) и находящиеся за пределами традиционного сословного деления неприкасаемые - далиты. Однако бизнес-таланты в современном обществе оказались более востребованы, чем знание Вед и воинская доблесть.
Из оставшейся половины миллиардеров тоже много представителей традиционных мощных торговых кланов, например парсов (потомки зороастрийцев, бежавшие в Индию после вторжения ислама в Персию). Миллиардеры-брахманы тоже встречаются, в основном они преуспели в IT-секторе.
Всего, по данным Credit Suisse, по количеству миллиардеров Индия занимает четвертое место в мире (после США, России и Китая). Зато число просто состоятельных людей с активами от $1 млн до $5 млн по масштабам страны просто крошечное - 154 тыс. Это меньше, чем, например, в Австрии или Сингапуре, в которых в сто с лишним раз меньше населения.
Само по себе доминирование какой-либо группы не есть априори
Поблекшая мечта
Увы, кастовая система и неравенство отнюдь не единственные проблемы Индии. Традиционно слабые госфинансы, слабая вовлеченность страны в мировую экономику, низкий уровень инфраструктуры, коррупция - все эти факторы могут бросить тень на китайские перспективы экономики.
Кризис 2008 года Индия встретила как все - стимулирующими мерами за счет увеличения дефицита бюджета. В результате последний вырос с 4,4% ВВП в 2007 году до почти 10% ВВП в 2008-м и 2009-м, сейчас опустился только до 7,2%. Реальность еще хуже: дефицит бюджета с учетом внебюджетных фондов, по подсчетам австралийского экономиста Сатьяджита Даса, достигал 9-10% ВВП и до кризиса.
Причина дефицита во многом в огромных и неэффективных субсидиях на удобрения, продовольствие и энергию: по подсчетам Даса, их объем достигает 9% ВВП. Только в области электроснабжения невозвратные долги генерирующих компаний достигли $14 млрд, отчасти
Другая явно нехарактерная для быстрорастущей экономики черта Индии - хронический дефицит платежного баланса, около 3% ВВП в год. Проблема зеркально противоположна российской: большая доля индийского импорта - нефть (75% всего потребления - импорт). Высокие цены на нефть в последние три года подкашивают платежный и торговый баланс страны. Все эти факторы давят на рупию, курс которой к доллару в последние годы неуклонно снижается.
Место не для бизнеса
Часто индийский бизнес противопоставляют китайскому: якобы первый более органичен и связан с малым и средним предпринимательством, с инновациями, особенно в области IT. Реальность несколько иная. В стране по-прежнему доминируют госпредприятия и крупные олигархические компании. Экономика, по мнению Даса, контролируется «олигополией инкумбентов», то есть крупными компаниями, которые существовали до политики либерализации и сохранили либо упрочили позиции.
При этом делать ставку на экспорт вслед за «азиатскими тиграми» у Индии пока не получается. С 1968 по 2008 год доля страны в мировом экспорте изменилась ненамного, с 0,86% до 1,17%. (Китай скакнул с 0,68% в 1968-м до 9,2% в 2008-м, став в последние годы крупнейшим экспортером в мире.) Экспортировать особо и нечего, доля промышленного сектора в ВВП по-прежнему низкая: как была 17% в 1990 году, так и остается сейчас. (В Китае - 32%, в Южной Корее - 28%.)
Может, помогут не дымящие трубы заводов, а высокотехнологичный сектор услуг? Индия справедливо гордится гигантами в области информационных технологий вроде Infosys (капитализация - около $30 млрд). Однако высокотехнологичные успехи носят скорее витринный характер. Хай-тек-компании в Индии дают работу, по разным оценкам, от 1 млн до 5 млн человек, в то время как население Индии превышает 1,2 млрд. Менее 1% рабочих мест, в основном для немногочисленных хорошо образованных представителей высших каст.
Индийская экономика асимметрична. Она опирается на рост сектора услуг, особенно капиталоемких, требующих высококвалифицированной рабочей силы. Однако этот сектор не может заполнить пробел в занятости. «Создание рабочих мест служит политическим императивом для достижения роста, и возрождение обрабатывающей промышленности является необходимой предпосылкой для широкомасштабного социально-экономического сдвига»,- пишут индийские экономисты Саран Самир и Шаран Виван в докладе «Задачи «группы двадцати» по обеспечению устойчивого, сбалансированного, инклюзивного роста».
Промышленное развитие сдерживается слабостью индийской инфраструктуры. Затраты часто бывают высокими
Процветает и коррупция (недавние скандалы в 2013 году, были связаны с продажей лицензий телекоммуникационным компаниям и угольных активов по заниженным ценам). Newsweek в 2009 году писал, что в лок-сабхе - нижней палате парламента - 128 депутатов из 543 находились под уголовным расследованием, включая 84 убийства, 17 грабежей и 28 краж.
Не очень хорошая ситуация с бизнесом в стране подтолкнула некоторые компании к международной экспансии. Tata Motors приобрела Jaguar Land Rover, Tata Steel - Corus, Mittal Steel - Arcelor, Bharti Airtel - Zain Africa. «Коммерческая логика некоторых покупок очень сомнительна,- считает Дас.- Потребовавшие огромных займов покупки в финансовом смысле пока себя не оправдывают. Долгосрочные перспективы сомнительны. Личная симпатия главы Tata к автомобилям Jaguar напоминает историю бизнесмена, который настолько любил бритвы Remington, что купил компанию».
С рабочей силой тоже проблемы. Несмотря на ее молодость и постоянный приток, по данным ЮНИСЕФ, 40% учащихся не оканчивают школу. Уровень грамотности населения - всего 66,2% (287 млн неграмотного населения - 37% неграмотных во всем мире) в сравнении с 93% в Китае. Некоторые индийские университеты, например 16 технологических институтов, дают первоклассное образование и конкурентоспособны на мировом уровне. Беда в том, что для такой огромной страны, как Индия, это капля в море.
Дополнительная проблема - негибкость рынка труда. Во многом виновато архаичное трудовое законодательство, которое защищает интересы небольшой группы официально трудоустроенных в ущерб остальному населению. «Если предприниматель знает, что, нанимая работника, берет его на всю жизнь, он просто не пожелает идти на такой риск»,- отмечал на страницах журнала МВФ «Финансы и развитие» советник МВФ, а ныне глава Резервного банка Индии Рагурам Раджан.
Перескок из доиндустриального общества сразу в постиндустриальное не более чем мечта. Демографический дивиденд в виде молодого населения (ежегодно на рынок труда выходят 12 млн) при недостатке образования и отсутствии социальных лифтов может выйти боком - как бы не случилось в Индии местной версии «арабской весны».
Питу-джиту-экономика
Надежда на лучшее все же живет. Финансовые рынки с воодушевлением отнеслись к победе на парламентских выборах консервативной националистической «Бхаратия джаната парти» и приходу нового премьер-министра - индуиста Нарендры Моди.
Избиратели, поддерживающие Моди, ожидают перемен, борьбы с коррупцией и экономического подъема. Впрочем, экономическая программа Моди противоречива, например, цель сократить дефицит госбюджета противоречит намерению оставить нетронутыми текущие гостраты. Многие ее лозунги вроде P2G2 - pro-people, good government (пронародная [политика], хорошее управление) - красиво выглядят на бумаге, однако реального воплощения, похоже, не имеют.
Впрочем, новому правительству не позавидуешь: у него мало места для маневра. Темпы роста ВВП упали ниже 5%, бюджетный дефицит на уровне почти 5% ВВП ограничивает возможности для стимулирующих мер. Структурные реформы (в области земельного, трудового законодательства, рекапитализации банковской системы и субсидирования) требуют политической воли. Уверенность западных инвесторов в способности нового правительства оживить инфраструктурные инвестиции, упростив продажу земли, сомнительна, так как продажа земли - в компетенции индийских штатов. Недавний анализ 50 крупнейших отложенных инфраструктурных проектов, проведенный JP Morgan, показал, что 55% из них было отложено
Националистическая философия Моди и, как замечают некоторые критики, довольно снисходительная позиция тогдашнего главного министра штата к антимусульманским активистам во время бойни в Гуджарате в 2002 году (погибло более 2 тыс. человек, в 2005 году Вашингтон запретил Моди въезд на территорию Америки) тоже не добавляет уверенности в экономическом будущем Индии, где живет 177 млн мусульман. Чтобы вывести страну из многолетней отсталости и слабого роста, «Моди придется обрести мощь многорукого индуистского божества», пишет Дас.
Александр ЗОТИН
Похожие новости
ТОП-предложения месяца
-
Для населения Московский Индустриальный Банк
29.00 % -
На любые цели под залог недвижимости Тройка-Д Банк
20.00 % -
Государственный Оренбург
17.70 % -
Потребительский Курскпромбанк
19.25 % -
Универсальный Эксперт Банк
22.50 %
Опрос
Подпишись на рассылку
Получайте лучшие предложения!