В России в два раза сократилось число желающих взять автокредит
01.04.2015
Проведенный НАФИ опрос показал, что за год количество желающих взять автокредит уменьшилось в два раза. Только каждый четвертый человек, принявший участие в исследовании, выразил готовность взять автокредит в 2015 году.
Занимать предпочитают не у банков, а у друзей
Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ) в феврале 2015 года проводило опрос, целью которого было выявление отношения россиян к автокредитам. Результаты продемонстрировали, что 83 процента опрошенных не рассматривают возможность покупки авто в 2015 году. В обозримом будущем покупка автомобиля значится в планах только 14 процентов граждан России, а в течение 2015 года машину готовы купить и вовсе только 4 процента респондентов.
Среди тех, кто собирается в ближайшее время покупать машину, большинство (порядка 60 процентов) рассчитывает исключительно на собственные деньги или помощь родственников и друзей. Значительно уменьшилось количество россиян, которые ради покупки автомобиля готовы взять кредит в банке по сравнению с данными за 2014 год. Год назад в банк для получения автокредита были готовы обратиться примерно 58 россиян из 100. Последний опрос показал, что число таких желающих снизилось до 25 процентов. Сообщается также, что в 2014 году только 27 процентов россиян при покупке машины рассчитывали исключительно на собственные сбережения, а взять денег в долг у родственников или знакомых решался каждый двадцатый.
Специалисты НАФИ сообщают, что количество потенциальных автовладельцев, которые предпочитают обходиться без кредита, значительно, при этом большинство из них составляют россияне в возрасте 35-44 лет. Отмечено, что для этих людей свойственен и высокий уровень образования.
Есть несколько причин, по которым россияне не спешат брать кредит для покупки транспортного средства. Примерно четверть опрошенных сказали, что не готовы брать на себя кредитные обязательства из-за высоких процентных ставок. Ассоциация российских автодилеров (РОАД) сообщает, что в январе 2015 года средняя ставка по автокредитам находилась на уровне 23 процентов годовых. Это было указано в обращении главы ассоциации Владимира Моженкова к премьер-министру Дмитрию Медведеву. РОАД приводит статистические данные, согласно которым продажи автомашин в кредит снизились до 8 процентов от общего числа, тогда как год назад в кредит покупалось более трети автомобилей.
Дилеры объясняют, что причиной резкого падения спроса на автокредиты стал резкий рост процентных ставок с 13-15 процентов до 19-21. Кроме того, свою роль сыграло и снижение активности потребителей. Так, например, в январе-феврале продажи авто упали до 243.8 тысяч штук (на 32.1 процент) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Отмечается и рост количества просрочек по кредитам, который специалисты связывают с падением реальных доходов россиян.
Проведенное НАФИ исследование подтвердило причины снижения продаж машин. Порядка 20 процентов респондентов сказали, что не могут позволить себе покупку автомобиля из-за того, что не имеют уверенности в завтрашнем дне. Примерно столько же участников опроса назвали причиной нежелания брать автокредит нехватку доходов для выплаты задолженности.
Надеясь на льготы
Банкиры прогнозируют сложные времена и добавляют, что автокредитование может вовсе свернуться. «Сейчас некоторые кредитно-финансовые компании или приостанавливают, или совсем закрывают программы автокредитования», - говорит Александр Зиновьев, директор по продажам дивизионов «Премиум» и «Эла» ГК «Автоспеццентр». По словам Зиновьева, объем предложений банков по автокредитам упал на 15.3 процентов. Эксперт считает, что причиной снижения количества одобрений по автокредитам является снижение реальных доходов россиян и высокий уровень безработицы в России.
Роман Рыбалкин, специалист S&P, отмечает, что рынок автокредитования относится к числу специфичных. «Можно сказать, что это розница со всеми ее рисками, например, просрочками из-за снижающихся доходов населения. Автокредитование, скорее всего, перестанет быть стратегическим направлением для многих банков (не считая специализированных), но все же останется в линейке.
«Ухудшающаяся экономическая ситуация, ожидающееся снижение реальных доходов граждан, рост безработицы – это причины, по которым банки будут стремиться уменьшать объем риска на балансе», - делится мнением Дмитрий Монастыршин, ведущий аналитик Промсвязьбанка. По его прогнозам, из-за снижения продаж новых авто падение в сегменте автокредитования может составить порядка 15 процентов. «Многие банки в условиях ухудшающейся операционной среды ужесточили требования к клиентам, что сказалось на объемах открываемых кредитных лимитов», - отметил аналитик.
Оказать весомую поддержку рынку может программа льготного автокредитования. Предварительно государством для ее введения будет выделено порядка 1.5 миллиардов рублей. В рамках программы государство планирует компенсировать банкам примерно 70 процентов от ключевой ставки Центробанка, которая сейчас установлена на уровне 14 процентов. Это может значительно снизить стоимость заемных средств и станет причиной стимулирования роста спроса на автокредиты.
Иван Матеев, директор департамента розничных продаж ЮниКредит Банка, подтверждает снижение спроса на автокредиты с начала 2015 года. «В перспективе динамика рынка автокредитов будет зависеть от ключевой ставки Центробанка. Значительное влияние окажут емкости предложений автомобилей от дистрибьюторов и ситуация в экономике страны», - говорит банкир. Матвеев считает, что для поддержания сегмента сейчас крайне необходима государственная программа льготного автокредитования.
Похожие новости
ТОП-предложения месяца
-
Живые деньги ЕАТП Банк
30.00 % -
Большие возможности Алмазэргиэнбанк
21.50 % -
Индивидуальный СКБ-Банк
23.90 % -
Ультра Лайт Сетелем Банк
20.60 % -
Мини-кредит Пойдем!
17.00 %
Опрос
Подпишись на рассылку
Получайте лучшие предложения!