Подобрать
  • Кредит
  • Займ
  • Вклад
Подобрать кредит, займ или вклад

Все рейтинги объединить, а затем поделить (bankir.ru)

22.05.2014

Чтобы глобальным рейтинговым агентствам неповадно было обижать Россию.

21 мая 2014 года в Ассоциации российских банков прошел круглый стол «Развитие рынка независимых рейтинговых услуг в России», организованных Связь-банком и международным банковским клубом «Аналитика без границ». В ее ходе эксперты рынка обсудили ситуацию, сложившуюся на рынке в ходе применения к России санкций Госдепартамента США, когда суверенный рейтинг нашей страны был снижен. Также специалисты обменялись мнениями о перспективах признания оценок российских национальных агентств на том же уровне, что и оценки большой тройки глобальных игроков этого рынка.

Профессор Высшей школы экономики Александр Карминский напомнил, что рейтинговая оценка – это мнение, которое можно принимать во внимание, а можно и игнорировать. Надо выравнивать шкалы оценок международных и российских агентств, чтобы в них не было разночтений, полагает он.

Генеральный директор Национального рейтингового агентства (НРА) Виктор Четвериков напомнил, что финансовое сообщество в России давно борется с понятием «международное рейтинговое агентство», ибо оно неверно - у российских агентств есть международные шкалы и дочерние структуры в других станах.

Заместитель генерального директора рейтингового агентства «Эксперт РА» Павел Самиев согласился с Четвериковым. «Как-то раз я в Нью-Йорке сказал сотруднику американского офиса агентства Standard & Poor’s (S&P) – Вы, как международное рейтинговое агентство, и человека эта формулировка очень удивила, так как агентства большой тройки во всем мире называют они национальными или аккредитованными при финансовом регуляторе. Он также отметил, что выравнивание шкал оценок агентств необходимо и возможно, ведь требования к банкам отличаются в России и в Европе, но это не мешает международным банкам работать как в России, так и во всем остальном мире.

Закон о рейтинговых агентствах начнут обсуждать этим летом Начальник управления саморегулируемых организаций, рейтинговых агентств и актуарной деятельности Центробанка Ирина Мельникова отметила, что в конце июня 2014 года законопроект, посвященный регулированию рейтинговых агентств, будет передан для широкого обсуждения. Основное требование этого закона – аккредитация рейтинговых агентств в Банке России. Также законом будет установлено требования к раскрытию методологии составления рейтинга, моделей оценки, закон потребует установить внутренний контроль в рейтинговом агентстве, требования к работающим в нем аналитикам. Кроме того, будут обозначены полномочия ЦБ по контролю за агентствами. «Мы постарались сформулировать в концепции закона те требования, которые предъявляет к рейтинговым агентствам регулятор в Европе», - заявила Мельникова. Сегодня при Минфине аккредитовано 9 рейтинговых агентств и все они вправе претендовать на то, что они будут аккредитованы и в мегарегуляторе, отметила сотрудник ЦБ.

Президент Национального платежного совета Алексей Саватюгин спросил у Ирины Мельниковой, для чего ЦБ понадобилось писать закон, ведь полномочия по надзору уже переданы в Банк России – с 1 сентября 2013 года. При этом Алексей Саватюгин считает, что ни одно рейтинговое агентство до конца свою методику никому не раскроет, ибо это именно его ноу-хау, поэтому агентства отделаются от регулятора общими словами. И нет ни одной страны, где бы предписаны требования к аналитикам, это дело работодателя, кого ему брать на работу, отметил Саватюгин. Ирина Мельникова ответила, что надо пройти путь по сближению международных и российских рейтинговых агентств, и пройти аккредитацию в Европе, а для этого ЦБ нужны права по надзору, прописанные в законе.

Виктор Четвериков (НРА) сказал, что есть международные и локальные шкалы рейтингов, и надо понимать, что любое изменение суверенного рейтинга будет приводить к пересмотру рейтингов автоматом.

Фото: Альберт Тахавиев, Bankir.Ru Недогляд или злой умысел?

Заместитель генерального директора УК «Паллада» Александр Баранов сообщил, что даже шкалы большой тройки агентств лишь условно сопоставимы. Кто-то из глобальных агентств больше делает упор на текущий денежный поток рейтингуемой компании, кто-то на изменения, идущие внутри этой компании. Он считает, что рейтинг ценен для отсечек, когда инвестору надо осознать, что из активов уже необходимо выйти, а не для принятия инвестиционного решения в целом. Он согласен с мнением Саватюгина, что механику присвоения рейтинга ЦБ никто не откроет, так как оценить субъективное мнение эксперта при присвоении рейтинга в баллах нереально.

Генеральный директор агентства Рус-рейтинг Александр Зайцев отметил, что 400 млн. рублей – это объем рынка российских агентству нас в стране, а объем рынка, включая большую тройку – 1 млрд. рублей, и против этого неравенства надо бороться. Да и 96% всего рынка рейтинговая в мире покрывает большая тройка. Александр Зайцев считает обязательным ввести требование - любой компании, желающий получить рейтинг, надо получать два рейтинга в различных компаниях. И принимать решение инвестор должен по нижней из этих двух оценок. «Не надо сопоставлять шкалы, нужно ввести единую шкалу, и посмотреть, как это будет выглядеть, может, это и не самое удачное решение, но попытаться надо», - считает он.

Вырастить конкурента большой тройки рейтинговых агентств в России ока невозможно, хотя хотелось бы, отметил Зайцев. Александр Зайцев уверен, что последние понижения рейтинга России от глобальных агентств – это результат именно политической воли, и Россия сведена до ранга мусорных облигаций.

Александр Баранов (Паллада) заметил, что большая тройка требует от рейтингуемых компаний три года проходить аудит в определенных компаниях, а кроме того, и оценку активов тоже от определенных оценщиков. Увеличение возможностей национальных агентств должно привести к увеличению требования к оценщикам и аудиторам. Четвериков (НРА) сообщил, что рука руку моет, и всем понятно, какие компании лоббируют глобальные агентства – оценщиков, аудиторов, и еще и консалтеров.

Заведующий отделом международных рынков капитала ИМЭМО РАН Яков Миркин, выступая на круглом столе, отметил, что один и тот же ренкинг имеют страны с одинаковым объемом долга с Россией. Но некая мотивированность или нерасположенность глобальных агентств к нашей стране не дает повышать России рейтинги, но под этом мыслью никто из глобальных игроков не подпишется. Но и вся история рейтинговая такого эмитента как Россия наталкивает на эту мысль, подчеркнул Миркин. И эта гипотеза может реализовываться на практике, печально добавил он.

Сергей Зайцев отметил, что ровно также – что рейтинговые агентства исполняют волю Госдепа США – разделяет и первый вице-президент России Игорь Шувалов. На это участники круглого стола вспомнили случай, когда агентство Standard & Poor’s снизило рейтинг США и против S&P тут же начался судебный процесс в США.

Заместитель директора центра рейтингового консультирования Газпромбанка Екатерина Можарова вспомнила, что у Standard & Poor’s есть история с понижением рейтинга своих акционеров, что все же можно оценивать как позицию агентств выражать свое мнение объективно.

Павел Самиев (РА «Эксперт») считает, что решения большой тройки неангажированы, но в их методиках заложены многие факторы, которые сложились в США и в англосаксонской системе права. «И в этой системе координат все страны, кроме США, выглядят плохо или очень плохо. Например, японские компании по сравнению с американскими при одинаковой вероятности дефолта все же имели рейтинги ниже», - напомнил Павел Самиев.

С 2008 года рынок рейтинговых услуг вырос в три раза, сообщил Самиев. Сейчас в России же работают 1 тыс. 800 рейтингов, которые присвоены на самом деле работающим компаниям. Наибольшее количество рейтингования отмечено в секторе банках и компаний – заемщиках денег в банков и эмитентов облигаций.

Ключевые задачи, стоящие сейчас перед бизнесом рейтинговых агентств в России, это синхронизация российского регулирования с международной практикой – ЕС, США, Китаем и азиатскими рынками. Также необходимо внесение единообразных формулировок в нормативные акты с требованиями к рейтингам. Отметил Самиев и задачи установления постоянного мониторинга деятельности агентств и создания единой базы рейтингов и общей матрицы переходов и дефолтов. Особенно сектору рынка рейтингов необходимо создание единой таблицы сопоставления рейтингов.

Сейчас шкала сводится фактически к выставлению двух уровней оценки – зачет или незачет. А надо вводить уровни этих оценок, например, не «не подтянулся на турнике, поэтому гуляй отсюда, а что все же смог сделать для того, чтобы подтянуться», считает Павел Самиев. Нужны требования не к методикам, не к ноу-хау рейтинговых компаний, а к процедурам составления рейтинга. Недаром же в США рейтинговые агентства называются рейтингово-статистическими организациями, так как важна сама математическая модель оценки компании.

Вице-президент АРБ Анатолий Милюков предложил воспользоваться моментом и ввести критерий рейтинга для принятия решения в банке по выдаче кредитов заемщику. Но Яков Миркин (ИМЭМО РАН) возразил, что это противоречит рекомендациям стран, объединенных в G 8, ибо документы этой неформальной организации как раз рекомендуют исключать требования наличия рейтинга при принятии решения о выдаче кредитов, и вообще минимизировать обращение к рейтингам. «Надо осторожно относиться к желанию покрыть всю страну рейтингами, так как это приведет к росту издержек для бизнеса», сообщил Яков Миркин. На это Анатолий Милюков возразил, что если рейтинговые агентства будут осторожны в продвижении своих услуг, то удачи им не видать.

Избежать создания глобального национального монстра Яков Миркин признал, что факт в том, что Россия ранее не способствовала выращиванию своих собственных брендов. Но уже немного настораживают словосочетания «национальный авиаперевозчик» и «национальная платежная система». «Я очень боюсь увидеть историю, когда в будущем глобальное рейтинговое агентство в очередной раз понизит рейтинг России, и у нас начнется создание моно-института, на этот раз уже и в сфере рейтингов, которое подменит собой рынок, и окажется, что все мнение финансового сообщества ничего не стоит», - заявил Яков Миркин.

Все же за крупными деньгами российские компании идут за рубеж, и чего бы мы тут сейчас не нарешали, для этого похода за средствами нужен рейтинг от глобального агентства и по его международной шкале, добавил Яков Миркин.

Екатерина Можарова (Газпромбанк) считает, что финансовый результат большой троки формируется из двух источников – из денег той компании, которая заказывает рейтинг, и из продажи свой аналитики инвесторам, то есть они впрямую торгуют своей репутацией. Большая тройка уже давно пришла в Россию, и долго не привозила в Россию своих аналитиков, не знающих российского менталитета, поэтому, в общем-то, агентства, хотя и номинально считаются международными, но давно и хорошо уже Россию знают. «Агентства стараются как могут делать свои оценки объективными, методология находится в открытом доступе, они объявляют, какие параметры они смотрят, и какой вес каждый параметр занимает в оценке», - отметила Можарова.

Алексей Саватюгин (НПС) заметил, что к концу дискуссии участники круглого стола перешли от темы «как нам повысить свой доход» к теме «а для чего рейтинговые агентства нужны». Для чего они нужны? Чтобы не думать самому, а взять чужое готовое решение и как-то соответственно ему поступить. Поэтому вопрос развития рейтинговых агентств надо рассматривать в общем ключе развития финансового рынка. «И если мы делаем ставку на привлечение крупного иностранного инвестора, то на рынке найдется не много места для российских рейтинговых агентств, а если мы ставим на привлечение массового внутреннего инвестора, чтобы люди покупали акции на IPO на Московской бирже, то тогда есть что делать и нашим отечественным агентствам», - заявил Саватюгин.

Алексей Саватюгин привел аналогию с созданием национальной платежной системы. Он напомнил, что как только начались события в Крыму и произошла первая блокировка карт российских банков, активизировались разговоры о создании своего национального платежного оператора. Это привело к тому, что в апреле 2014 года чисто российские платежные системы, чей объем бизнеса несопоставим с оборотом международных систем в России, тут же побежали в ЦБ с предложением выбрать их главным оператором национальной системы. Поэтому Саватюгину импонирует позиция отечественных рейтинговых агентств? которые высказывают консолидированную позицию о том, что рынку не нужно одно глобальное национальное государственное рейтинговое монстроподобное сооружение.

bankir.ru

Похожие новости

ТОП-предложения месяца

Опрос

Для каких целей вы используете онлайн и мобильный банкинг:

Подпишись на рассылку

Получайте лучшие предложения!

Банк Адвизор ВКонтакте