Подобрать
  • Кредит
  • Займ
  • Вклад
Подобрать кредит, займ или вклад

Банковское обозрение: Рейтинг функциональности интернет-банков для физлиц

11.07.2014

С июня 2013 года «Б.О» рассмотрел 12 интернет-решений банков, которые заявляли о существенных обновлениях своих онлайн-систем. Подробные результаты тестов с мнениями экспертов и самих разработчиков можно прочитать в разделе «Экспертиза ДБО» на сайте bosfera.ru. Однако интегральный рейтинг интернет-банков «Б.О» публикуется впервые. При этом нужно заметить, что таблица учитываемых функций за прошедший год несколько изменилась — в нее были добавлены новые критерии и были исключены некоторые незначительные. Кроме того, перед публикацией «Б.О» провел анкетирование банков с целью сбора актуальных сведений (например, о количестве клиентов и поставщиков услуг), а также самостоятельно еще раз просмотрел интернет-банки, чтобы учесть возможные изменения. В итоге в таблице 1 собраны данные, актуальные на 18 июня 2014 года. В таблице 2 опубликованы данные о платформах ДБО разработчиков, собранные путем анкетирования.

Стоит отметить, что с момента рассмотрения банков в рубрике «Экспертиза ДБО» многие из них существенно изменились. К примеру, ХКФ Банк полностью переработал дизайн, однако функционально почти не изменился. В новом «Телебанке» ВТБ24 появилась возможность позвонить в техподдержку через сайт, а также заказать обратный звонок. Среди функций, которые появились за прошедший год, можно выделить появление в интернет-банках систем управления личными финансами (PFM), которые позволяют уже не только автоматически учитывать категории трат (Связной Банк, Интерактивный Банк, Альфа-Банк), но и планировать затраты по категориям (Промсвязьбанк, Сбербанк, Альфа-Банк). В некоторых системах появилась также возможность подключения карт других банков (Связной Банк, Банк «Санкт-Петербург», УБРиР).

Интересно, что среди решений, рассмотренных «Б.О», довольно сложно выделить определенные шаблоны. Пожалуй, только пользователям крупных универсальных банков не придется долго привыкать к новому интерфейсу, если они захотят сменить банк, да и то не всегда. Одной из причин, несомненно, является тот факт, что почти все рассмотренные интернет-банки — это либо плод труда собственных разработчиков банков, либо заказная разработка. Каждый банк ищет свой путь, и тот, что кажется неудобным с непривычки, иногда оказывается очень интересным после подробного изучения. Другой вопрос, захочет ли пользователь разбираться. Пока ни один из рассматриваемых банков не преду­смотрел ролей для пользователей с разным уровнем запросов и знаний. По всей видимости, это возможность, которую банкам предстоит освоить в следующем году.

Методика расчета

Рейтинг интернет-банков «Б.О» строится по принципу «одна функция — один балл». Конечно, с одной стороны, такая методика не может дать объективную оценку функциональности и удобства интернет-банка — понятно, что дополнительный формат выписки не может быть равен по значимости возможности перевода по номеру карты. С другой стороны, эта методика исключает «человеческий фактор», который часто бывает субъективным. Исходя из сказанного, «Б.О» не рассматривает указанные в таблице суммы как оценку — они приведены, скорее, как информация о наличии функций.

При этом таблица разделена по функциональным областям, подытог по которым позволяет понять, какой из них банк уделяет больше внимания. Понятно, что системы банков-монолайнеров могут быть не столь функциональны, как универсальных банков, однако активны в развитии своих областей.

Мнения экспертов

Станислав Мартынов, директор направления дистанционного банкинга (iBanking) Техносерв Консалтинг:

- Ситуация, когда банки привлекали своих клиен­тов в интернет-банк только функциональностью, постепенно отходит в прошлое. Более или менее схожий набор функций предлагается большинством банков, и выделиться по этому критерию довольно сложно. Поэтому сегодня основное поле битвы для банков — это интерфейс и дизайн их интернет-представительств. Современные интернет-банки тяготеют к тому, чтобы быть понятными с первых минут, привлекательными, приятными взгляду. Люди должны хотеть использовать решение, потому что им нравится сам процесс работы с системой.

Интернет-банк нового поколения все больше стремится к тому, чтобы не иметь жесткой привязки к остальным IT-компонентам. Он интегрируется гибко и независимо, позволяя банку выводить новые продукты на рынок намного быстрее. При таком подходе подключение нового сервиса занимает не более двух дней. Как мы видим сейчас, лидеры банковской отрасли как раз работают в этом направлении.

Современный интернет-банк в отличие от своего предшественника также хорошо адаптирован для работы на других устройствах, помимо ПК — планшетах, банкоматах.

Клиенты из года в год становятся все более финансово подкованными, взыскательными к эргономике и дизайну используемых сервисов. Поэтому тренд персонифицированного интерфейса захватит интернет-банк уже в ближайшем будущем. В Европе набирает силу геймификация. Причем геймификация «обыгрывает» не накопление бонусных баллов и очков за выполненные операции. Речь идет о самых настоящих играх, где клиент банка — персонаж финансовой вселенной. Такой подход наиболее эффективен на рынках, где проникновение интернет-банка достигло 85%, но задуматься об этом можно уже сейчас и стать основоположником тренда.

Евгений Багро, Руководитель отдела развития финансовых продуктов ADV/web-engineering:

- Важным трендом стало внимание банков к интерфейсам. К банкам пришло понимание, что удобные и понятные интерфейсы являются серьезным аргументов в конкурентной борьбе за пользователя и клиента. Еще одним очень важным аспектом является возможность интеграции интернет-банка со сторонними поставщиками и операторами услуг.

Но это прошлое. Будущий тренд развития интернет-банкинга будет связан с необходимостью превратить классический интернет-банк в полноценную e-commerce-площадку, которая будет эффективным инструментом продаж банковских продуктов.

В наш интернет-банк мы внедрили наработанные методологии и технологии e-commerce, которые позволяют использовать интернет-банк в качестве эффективного инструмента продажи банковских продуктов, в отличие от всех существующих на рынке решений.

Наше решение, кроме стандартного — для современных интернет-банков

Похожие новости

ТОП-предложения месяца

Опрос

Для каких целей вы используете онлайн и мобильный банкинг:

Подпишись на рассылку

Получайте лучшие предложения!

Банк Адвизор ВКонтакте