Подобрать
  • Кредит
  • Займ
  • Вклад
Подобрать кредит, займ или вклад

Российская газета: Росту безналичных платежей мешает психология

10.06.2014

Оплачивать свои покупки и услуги безналом россиянам мешает не отсутствие платежной инфраструктуры, а психология - к таким выводам пришли эксперты Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), опросив более трех тысяч наших сограждан по всей стране.

Представляя результаты опроса на III ежегодной практической конференции «Электронные платежные системы в России», руководитель департамента исследований банковского сектора НАФИ Ирина Лобанова отметила, что около 80% россиян сегодня охвачены финансовыми услугами, в том числе небанковскими, однако количество пока не переросло в качество: «Основная проблема - это сама модель того, как у нас продвигаются и распространяются финансовые инструменты. Если в США и Канаде рынок платежей, переводов и банковских услуг прирастает кредитными картами, в Европе - дебетовыми картами, Азия идет по пути мобильных платежей и электронных платежных систем, то рынок РФ идет пассивным путем. То есть люди не сами оформляют продукты, их им навязывают в некотором смысле финансовые организации - это зарплатная модель».

Зарплатные карты лидируют среди инструментов, которые используют россияне, чего не скажешь о дистанционных сервисах. Интернет-, мобильный банкинг пока остаются уделом очень маленького количества людей, а электронным кошельком пользуется всего 10% населения. Очень многие оформляют электронный кошелек для одной покупки, когда срочно нужно что-то приобрести и это единственный способ оплаты. Часто после этого люди не становятся активными пользователями кошелька и не совершают через него транзакций. По словам Лобановой, такая ситуация складывается потому, что люди практически ничего не знают о финансовых продуктах и их возможностях и не доверяют им. Даже если речь идет о пластиковых картах, максимум информации, которой обладает ее пользователь, это в большинстве случаев - сколько стоит снять деньги в банкомате. С дистанционными сервисами ситуация еще хуже - люди не знают о функционале интернет-банкинга и возможностях электронных кошельков.

Часто в слабом развитии электронных платежей обвиняют отсутствие инфраструктуры - не хватает терминалов, интернет-эквайринга, не везде принимают карты. Но, как показал опрос, в торговых центрах, где эти инструменты есть, люди предпочитают расплачиваться «живыми деньгами». То есть «культ наличности» процветает, при этом само население удовлетворено существующей платежной инфраструктурой - недовольных только 25%. Людям хватает того, что они имеют.

Эксперты отмечают, что у людей сегодня нет мотивации перестраиваться, расплачиваться наличными удобно. Кроме того, наличный расчет очень часто единственный способ уйти от налогов. Строителям на даче или за съем квартиры, например, намного проще заплатить наличными. Да и проблемы с инфраструктурой все-таки сохраняются: много где по-прежнему нельзя платить картой даже в Москве, не говоря уже о других городах - на рынке, купить проездной на метро и даже в некоторых супермаркетах.

Некоторые участники рынка считают, что все дело в том, что у нас очень большие лимиты по снятию наличных, что дестимулирует пользоваться электронными средствами платежа. Однако, по мнению директора департамента платежных карт Промсвязьбанка Валентины Кузьминой, дело в культуре и привычке расплачиваться наличными: «Лимиты поставить можно, вопрос что мы с этого получим. Нужно повышать финансовую грамотность граждан и разъяснять привлекательность совершения безналичных операций для клиентов - только тогда можно будет повернуть ситуацию в ту сторону, которая привлекает весь мир уже давно, а мы пока что догоняем. Уровень операций по картам непрерывно растет, но съем наличных растет тоже. В целом за последние три года произошел значительный скачок в развитии ретейловых операций и новых технологий. И привлечение в электронные платежные системы клиентуры идет просто гигантскими темпами. Появляются новые клиенты, которые совершенно неграмотны с точки зрения использования ЭПС, но у них уже есть интерес. И страх, который нужно совместно преодолеть». «Большинство барьеров носят психологический характер. Инфраструктурные проблемы решаются, а проблемы в головах - пока нет», - заключила Лобанова.

Евгения НОСКОВА

Инфографику к статье можно посмотреть на сайте источника.

Похожие новости

ТОП-предложения месяца

Опрос

Для каких целей вы используете онлайн и мобильный банкинг:

Подпишись на рассылку

Получайте лучшие предложения!

Банк Адвизор ВКонтакте