Подобрать
  • Кредит
  • Займ
  • Вклад
Подобрать кредит, займ или вклад

Деньги: У пластика в долгу

09.06.2014

Просрочка по потребительским кредитам превысила полтриллиона рублей и продолжает расти. Однако доля в ней кредитов наличными или полученных в магазинах снижается. Зато растет доля просрочки по кредитным картам, впрочем, как и объем выданных карточных кредитов.

Если провести эксперимент и набрать в поисковой строке «Яндекса» частицу «не», то пятым из предлагаемых вариантов будет «не плачу кредит, что будет?». Неудивительно, что этот вопрос в последнее время волнует все больше людей. За год с 1 апреля 2013-го по 1 апреля 2014-го объем просроченных потребительских кредитов вырос более чем на 170 млрд руб. За май добавилось еще почти 30 млрд руб. В результате объем просрочки перешагнул рубеж 550 млрд руб.

При этом, по данным коллекторского агентства «Национальная служба взыскания», доля никогда не обслуживавшихся кредитов выросла с 13,5% в третьем квартале 2013-го до 16% в первом квартале 2014-го. Одновременно процент выполненных обещаний заплатить по кредиту после звонка коллектора снизился с 39% в третьем квартале 2013-го до 27% в первом квартале 2014-го.

Как бы странно это ни выглядело, по данным «Национальной службы взыскания», с 2011 по 2013 год в общем объеме просрочки доля кредитов наличными снизилась с 42% до 40%, а доля кредитов, полученных в магазине,- с 22% до 20%. Просрочка по автокредитам упала с 12% до 4%, а по ипотеке и так почти не видна, но и она уменьшилась с 1,5% до 0,3%.

И только доля просроченной задолженности по кредитным картам уверенно растет - с 22% до 34%. А в первом квартале 2014 года она увеличилась еще на 3 процентных пункта и составила 37%, почти догнав кредиты наличными. Если же говорить не о доле в общем объеме просроченных кредитов, а об абсолютном показателе просрочки по кредитным картам, то, по данным агентства Frank Research Group, за первый квартал этого года она выросла на 5,4%. «Задолженность по кредитным картам достаточно легко попадает в категорию просроченной. Это вызвано как особенностями карточного продукта (заемщик часто пропускает даты платежей из-за невнимательности либо плохого знания условий договора), так и спецификой целевой группы, которой оформлялись кредитные карты по облегченным скоринговым процедурам»,- говорится в исследовании «Национальной службы взыскания».

Впрочем, возможно, дело не только в особом портрете держателя кредитной карты, но и в том, что в отличие от других видов потребительских кредитов по кредитке нет фиксированных платежей, а счет выставляется за каждый месяц по факту истраченного. Не исключено, что из-за этого такой долг воспринимается как платеж, который может подождать. Как отмечает руководитель дирекции обслуживания физических лиц и малого бизнеса Райффайзенбанка Андрей Степаненко, обычно клиенты в первую очередь совершают платежи по обеспеченным кредитам. Погашение задолженности по карте происходит в последнюю очередь.

Впрочем, рост доли просроченной задолженности по кредитным картам объясняется не только необязательностью заемщиков. Долгое время банки оформляли кредитные карты каждому желающему и даже рассылали по почте. Достаточно было пройти несложную процедуру активации, и кредитка начинала полноценно работать. Такой вариант привлечения клиентов активно практиковали Ситибанк, банк «Тинькофф Кредитные системы» (ТКС-банк), Кредит Европа банк и многие другие.

Кроме того, повсеместной практикой было оформление кредитной карты как дополнительного продукта к другому кредиту, например ипотечному или даже кредиту наличными. «Часто кредитная карта лежала нетронутой на всякий случай, и клиенты, которые перестали соответствовать новым параметрам скоринга, не получив кредит в банке, могли вспомнить о наличии у них кредитной карты и начать ее активное использование,- говорит главный менеджер кредитного портфеля банка «Хоум Кредит» Дмитрий Грицив.- Но поскольку данный сегмент клиентов уже имел достаточно высокую кредитную нагрузку, обязательства по данным кредитным картам могли исполняться не в полном объеме. Это и могло привести к росту просрочки по кредитным картам на фоне роста портфеля».

Есть и еще одно вполне логичное объяснение увеличения просрочки по кредитным картам: именно этот продукт в последнее время стал основным драйвером роста рынка потребительского кредитования. «Во-первых, кредитная карта является одним из продуктов, позволяющих банку установить долгосрочные отношения с клиентом,- поясняет первый зампред правления Росбанка Игорь Антонов.- Чаще всего карта выдается сроком на три года с возможностью дальнейшей пролонгации кредитного лимита. Таким образом, клиент может пользоваться таким продуктом достаточно долгое время в случае соблюдения условий договора. Во-вторых, по кредитным картам банк получает хорошую доходность за счет комиссионных от клиента и платежных систем, выпустивших карту. В-третьих, кредитная карта позволяет банку проводить анализ платежного поведения клиента, например, выясняя, на что он предпочитает тратить средства. В дальнейшем данную информацию можно использовать для индивидуального предложения клиенту различных акций, а также дополнительных банковских сервисов и услуг». Таким образом, на фоне роста общего объема средств, которые граждане занимают с помощью кредиток, растет и объем просроченной задолженности по ним, оставаясь в целом в рамках прогнозируемых значений.

Каждый банк выбирает собственную стратегию работы на этом рынке: кто-то - более агрессивную, кто-то - более консервативную, но развивают направление кредитных карт все сколько-нибудь заметные игроки рынка потребительского кредитования. Игорь Антонов рассказал, что Росбанк сейчас предоставляет карты либо клиентам, имеющим кредитную историю или вклад в банке, либо зарплатным и корпоративным клиентам. Клиентам «с улицы» банк планирует в обозримом будущем выдавать кредитные карты с повышенной процентной ставкой.

Некоторые банки, напротив, стремятся нарастить долю карт в кредитном портфеле. Однако и они устанавливают определенные ограничения. Осенью 2013 года банк «Хоум Кредит» ввел в обращение карты категории «Лайт» с процентной ставкой 29,9%. Они отличаются высокой доступностью для массовой аудитории и легкостью оформления - только по паспорту. Карта выпускается мгновенно. Однако первоначальный лимит ограничен суммой 10 тыс. руб. «Анализируя поведение держателя карты, банк может увеличить лимит,- рассказывает директор департамента по развитию продуктов и услуг Павел Беляев.- Это позволяет, с одной стороны, наращивать объемы выпуска карт, а с другой - гибко управлять рисками, повышая кредитный лимит только заемщикам, которые подтвердили надежность регулярными выплатами». Надежным клиентам, которые представили документы, подтверждающие платежеспособность, банк по-прежнему выдает стандартные карты с большими кредитными лимитами.

Конечно, ставки по карточным кредитам высоки, в среднем около 30% годовых, но разброс довольно широк. Одна из самых низких ставок у банка «Траст» - 12,9% годовых, однако это компенсируется высоким процентом за снятие наличных и ежемесячной комиссией за ведение счета. В ТКС-банке ставка доходит до 45,9% годовых, при этом все потребительские кредиты выдаются только с помощью карт.

Вместе с тем дорогая кредитная карта - единственный вид потребительского кредитования, который позволяет занять у банка деньги бесплатно. Практически все российские банки предоставляют опцию grace period - льготный период, в течение которого кредит можно погасить без процентов. Различается только срок: обычно grace period составляет 55 дней, но некоторые банки готовы его многократно увеличить, например Альфа-банк - до 100 дней, банк «Авангард» - до 200. Однако льготный период чаще всего действует в отношении покупок, совершенных при помощи карты, потому что выпустивший ее банк получает комиссию за платеж и, таким образом, за предоставленный вам кредит платит магазин. При снятии же наличных в банкоматах на grace period можно не рассчитывать.

Карта позволяет не только бесплатно пользоваться кредитом, но и немного сэкономить. Помимо обычных для банков программ лояльности, в рамках которых держателям карт предоставляются скидки в торгово-сервисных предприятиях, последнее время широкое распространение получила опция cash back. С ее помощью после каждой покупки на счет возвращается определенная сумма. Например, по карте Diners Club International банка «Русский стандарт» в ресторанах по всему миру возврат составляет 10% суммы счета. Банк «Хоум Кредит» возвращает меньше, до 3% суммы покупок, однако в отличие от большинства банков, устанавливающих ограничения в зависимости от товарных категорий, осуществляет cash back по всем покупкам.

Екатерина АЛИКИНА

Похожие новости

ТОП-предложения месяца

Опрос

Для каких целей вы используете онлайн и мобильный банкинг:

Подпишись на рассылку

Получайте лучшие предложения!

Банк Адвизор ВКонтакте