Коммерсант-Банк: Качество против риска
05.06.2014
Выживут ли в соперничестве с банками за заемщика микрофинансовые организации (МФО), регулирование которых за последний год заметно усилилось?
Потребкредитование в России быстро росло последние несколько лет, в особенности в сегменте МФО. Есть ряд факторов, которые влияют на развитие этого рынка и меняют его динамику, как в банковском сегменте, так и в сегменте МФО, для которого потребкредиты - основной продукт, в то время как для банков - один из многих. При этом МФО, в отличие от банков, не нуждаются в банковской лицензии, могут выдавать потребкредиты только в рублях, только в пределах 1 млн руб. и не могут их фондировать за счет привлечения депозитов физических лиц (за некоторыми исключениями).
В соответствии с законодательством РФ потребительский кредит - это денежные средства, предоставленные кредитором заемщику в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. На практике потребительскими считают кредиты, как правило - беззалоговые, для удовлетворения различных потребительских нужд. Такие кредиты выдаются банками, микрофинансовыми и рядом других организаций.
В 2013 году регулирование деятельности микрофинансовых организаций и потребкредитования в целом заметно усилилось: ЦБР ужесточил правила резервирования под возможные потери по банковским потребительским ссудам, ужесточил расчет адекватности капитала банков, Госдума 21 декабря 2013 года приняла закон «О потребительском кредите (займе)» (далее Закон).
Отдельно стоит отметить усиление регулирования деятельности МФО в 2013 году, в первую очередь в результате принятия Закона, который вступает в силу с 1 июля 2014 года:
- МФО перешли (еще с сентября 2013 года) под надзор Центрального банка РФ (ЦБ РФ) и наряду с потребительскими банками регулируются Законом;
- существенно изменились требования к порядку внесения МФО в реестр микрофинансовых организаций и исключения из него.
Также изменились требования к условиям договора потребительского кредитования, расчету максимальной стоимости договора, вопросам уступки права требования по договору потребительского кредита. Эти изменения коснулись всего рынка потребкредитования.
Регулирование деятельности и ведение реестра микрофинансовых организаций, а также повышение требований к их деятельности направлены на усиление дисциплины в данном сегменте рынка. Для исключения из реестра МФО достаточно два раза в течение года нарушить требования законодательства.
Особенным фактором, меняющим правила игры на рынке, является закон «О потребительском кредите (займе)», который вступает в силу с 1 июля и в соответствии с которым МФО и иные участники рынка потребительского кредитования, не осуществившие своевременно регистрацию или не получившие лицензию, больше не смогут осуществлять свою деятельность по кредитованию потребителей. Закон распространяет свое действие на всех юридических лиц и на индивидуальных предпринимателей, «профессионально осуществляющих деятельность по предоставлению потребительских займов». Одновременно с этим вносятся изменения в КоАП РФ и устанавливается ответственность за осуществление деятельности по предоставлению потребительского кредитования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, не имеющими права на ее осуществление. На данных лиц могут быть наложены административные штрафы в размере от 50 тыс. до 500 тыс. рублей.
Предполагается, что данные изменения законодательства будут укреплять доверие к МФО, усилят контроль над их деятельностью и будут способствовать здоровой конкуренции на рынке потребительского кредитования за счет отсечения теневого рынка МФО. С другой стороны, они могут в некоторой степени сдерживать рост рынка МФО.
Ранее полная стоимость потребительского кредита свободно определялась организацией, выдававшей кредит. В соответствии с законом она будет рассчитываться по определенной формуле и не сможет на дату заключения договора более чем на треть превышать среднерыночное значение, определенное ЦБ РФ. Полная стоимость потребительского кредита должна быть указана на первой странице договора.
Увеличивается прозрачность условий договоров: общие условия должны раскрываться кредитором в общем доступе (например, в интернете), индивидуальные условия должны быть указаны в договоре в виде таблицы по форме, установленной ЦБ РФ, «четким, хорошо читаемым шрифтом».
В 2012-2013 годах наблюдался существенный рост объемов кредитования на рынке МФО - около 77%, в то время как рост банковского потребительского кредитования хоть и продолжал быть большим, но замедлился и составил около 30% в 2013 году. При этом рынок МФО относительно молод и стоит учитывать эффект крайне низкой базы. Даже с учетом существенных темпов роста объем кредитов, выданных МФО, остается несопоставимым с банковским объемом потребкредитов. Существуют разные оценки объема кредитов, выданных МФО,- от 39 млрд руб. до 100 млрд руб. по состоянию на конец 2013 года (включая кредиты МСБ и юридическим лицам), что составляет только 0,7-1,7% от объема банковского портфеля потребительских кредитов на эту дату. Широкий диапазон оценок объемов МФО обусловлен отсутствием достоверной статистики, поскольку такие компании не обязаны были предоставлять отчетность регулятору.
Требования к содержанию и форме договоров микрозаймов и потребительских кредитов, заключаемых потребителями с МФО, ранее не регулировались законодательством в той мере, в какой это было применимо к банковским договорам. При заключении договоров МФО руководствовались общими нормами гражданского законодательства и имели возможность обеспечить индивидуальный подход к каждому потребителю. Одновременно с этим МФО предъявляли более гибкие по сравнению с банками требования к заемщикам. При этом эффективные процентные ставки по таким договорам были огромными (сотни, иногда тысячи процентов) и нередко являлись кабальными для заемщика. Таким образом, новое законодательство призвано сбалансировать интересы сторон и сделать кредитование более прозрачным и ориентированным на потребителя. С другой стороны, это может в некоторой степени сдержать рост рынка МФО.
На фоне снижения темпов роста ссуд физическим лицам, больше половины которых составляют потребительские ссуды, наблюдается существенный рост просроченной задолженности. Ранее рост просрочки был не настолько заметен на фоне существенных темпов роста потребительских кредитов. Кроме того, снизились объемы рефинансирования кредитов, что также способствовало увеличению доли просроченных кредитов в общем объеме.
Если сравнивать банковское потребкредитование и МФО, в силу более агрессивного подхода к андеррайтингу и менее систематичного скоринга МФО кредитуют более рисковых заемщиков по сравнению с банками и по существенно более высокой ставке. Соответственно, доля просроченной задолженности МФО значительно выше по сравнению с банковским портфелем.
Дальнейший рост потребительского кредитования будет ограничен следующими факторами:
- существенной долговой нагрузкой заемщиков, которая по некоторым показателям (например, отношение общих выплат банкам к доходам ключевых категорий заемщиков) уже достигла и даже превысила показатели других европейских стран и США;
- ухудшением качества заемщиков и, как следствие, ухудшением качества кредитов;
- усилением регулирования рынка, о котором написано выше;
- ограничением фондирования в силу снижения прибыльности рынка, дефицитом ликвидности на внутреннем рынке, а также осложнением доступа на внешние рынки;
- снижением темпов роста экономики, а также волатильностью валютного курса, что будет негативно влиять на платежеспособный спрос на потребительские кредиты.
Данные ограничительные факторы коснутся всех игроков потребительского кредитования, но в первую очередь банков, которые значительно снизили уровень одобрения кредитов, в результате чего часть клиентов может перейти в МФО.
С другой стороны, источники фондирования МФО еще больше ограничены: крупнейшие МФО фондируются собственным капиталом и средствами банков, в основном не входящих в топ-100, и частично облигациями, поскольку МФО не может привлекать средства физических лиц.
Введение ограничений полной стоимости потребительского кредита, о которых написано выше, заставят некоторые банки ужесточить требования к клиентам. Как следствие, часть заемщиков, менее чувствительных к процентной ставке, может перейти в МФО, которые продолжат кредитовать более рисковую категорию заемщиков, хотя также с учетом новых ограничений, введенных ЦБ.
Усиление регулирования на рынке потребкредитования, в частности ограничения, связанные с принятием Закона, повлияют как на МФО, так и на банки. Действия регулятора, направленные на снижение темпов роста потребительских кредитов и введение более цивилизованных «правил игры», в комбинации с рядом других факторов будут ограничивать дальнейший рост рынка.
При этом рынок потребкредитов, особенно в сегменте МФО, станет, по нашему мнению, более прозрачным и дисциплинированным.
Объем потребкредитования МФО в десятки раз меньше банковского потребкредитования. Несмотря на ожидание перетока части клиентов в сегмент МФО, приближение к объемам рынка, сопоставимым с банковским потребительским кредитованием, маловероятно.
Мы считаем, что МФО останутся нишевым игроками в сегменте более рискового кредитования - менее качественных заемщиков по более высокой ставке, а банки продолжат конкуренцию за более качественного заемщика.
Дмитрий Ануфриев, Инна Бондаренко, «Делойт»
Инфографику к статье можно посмотреть на сайте источника.
Похожие новости
ТОП-предложения месяца
-
Военнослужащим Сибсоцбанк
18.00 % -
Семейный Банк АВБ
27.50 % -
Универсальный БыстроБанк
24.50 % -
Роял-Статус Роял Кредит Банк
22.50 %
Опрос
Подпишись на рассылку
Получайте лучшие предложения!