В разгар лета граждане больше интересуются прогнозом погоды на курортах чем условиями кредитования на покупку жилья или автомобиля. Но как только пляжный сезон подходит к концу, все мы возвращаемся к вопросам насущным. Одним из таких вопросов является государственное субсидирование автокредитов 2014 года. Программу поддержки авторынка правительство Российской Федерации периодически запускало еще с 2009 года.
Последний раз программа действовала с середины 2013 и была свернута досрочно в конце года. Хотя продолжительность ее существования изначально была определена до 1 апреля 2014 года, деньги на ее финансирование закончились раньше этого срока, и программа была приостановлена. Очередное ее возобновление планировалось на весну 2014 года, но даже к лету Минпромторг не предпринял никаких шагов к возврату льготного кредитования.
Но не исключено, что правительство еще может вернуться к программе льготного кредитования, ведь такой инструмент стимулирования рынка автопрома как субсидирование, хорош именно тем, что использовать его можно неограниченное количество раз.
Что такое льготное кредитование.
Суть субсидирования кредитов заключается в том, что потребитель, заключая договор с банком на получение кредита, оплачивает лишь часть действующей процентной ставки. Недополученные проценты компенсирует финансовому учреждению государство.
Стоит отметить, что под льготное кредитование попадает покупка далеко не всех транспортных средств и программа субсидирования имеет ряд жестких ограничений. Например, в 2009 году можно было выбирать лишь из 10 видов автомобилей. В программу 2013 года было включено уже гораздо большее количество машин, в т.ч. и коммерческих весом не более 3,5 тонн. Еще одним обязательным требованием было, чтобы машина была не старше 1 года и никогда не оформлялась на физическое лицо и не состояла на соответствующем регистрационном учете.
На заре становления программы максимальная сумма автокредита составляла 600 000 рублей РФ и машина должна была собираться на территории РФ. В 2013 году предел по сумме составлял уже 750 000 рублей без требований к месту сборки авто. И все же, 80% авто приобретенных в рамках программы субсидирования кредитов были отечественного производства.
Желающие получить льготный кредит должны были располагать и своими сбережениями, т.к. ими необходимо было оплатить первоначальный взнос за желаемый автомобиль в размере не меньшем 15% его стоимости. Срок кредитования составлял 36 месяцев.
Также не во всех банках можно было получить льготный кредит. Финансовые учреждения желающие принять участие в государственной программе субсидирования автокредитов подавали соответствующие заявки на участие в Министерство промышленности и торговли. В последней программе участвовали 83 банка РФ.
Помимо ограничений установленных государством, банки выдающие кредиты, принимают решения о возможности его предоставления с учетом требований внутренних нормативных документов. Так, для оформления такого вида банковских услуг, как минимум, необходимо быть гражданином РФ в возрасте от 21 года, иметь паспорт, быть зарегистрированным в регионе обращения в банк, получать стабильный доход. В зависимости от содержания дополнительных документов, запрашиваемых в банке, процентная ставка по кредиту может колебаться и в меньшую, и в большую сторону.
Перспективы государственного субсидирования автокредитов.
Не смотря на падение автомобильного рынка, Минпромторг не обещает возобновления субсидирования автокредитов в 2014 году. Министр промышленности и торговли Денис Мантуров сделал официальное заявление о том, что основные задачи программы достигнуты, и ее закрытие не будет иметь существенного негативного влияния на объёмы легкового автомобилестроения. Но возможно, программа будет запущена еще раз если ситуация на рынке производства автомобилей резко ухудшится. А в ближайшее время денежные потоки Минпромторг намерен направлять на поддержку производителей грузового и автобусного транспорта.
Желающим приобрести бюджетный автомобиль в кредит на приемлемых условиях остается надеяться на плодотворное сотрудничество производителей с банками. Разработка и реализация новых программ кредитования с доступными условиями для покупки машин будет взаимовыгодна для всех участников таких сделок. Следует отметить, что и на сегодняшний день у некоторых производителей есть общие проекты с банками по льготному кредитованию потребителей. Лояльные условия кредитования по таким программам иногда бывают выгоднее государственного субсидирования кредитов.