Подобрать
  • Кредит
  • Займ
  • Вклад
Подобрать кредит, займ или вклад

Коммерсант: Банки перевоспитывают ритейлеров

13.05.2014

Попытки банкиров пролоббировать снижение комиссий от продажи кредитов торговым сетям стали давать плоды. По информации «Коммерсанта», условия сотрудничества с банками пересмотрели ряд ритейлеров, в том числе и из пятерки лидеров. По словам банкиров, торговые сети стали более сговорчивыми после того, как банки стали реально сокращать программы POS-кредитования из-за ужесточения политики регулятора.

Как выяснил «Коммерсант», под давлением банкиров часть сетевых ритейлеров стала снижать комиссии для банков, выдававших POS-кредиты в точках их продаж. Уменьшение комиссий за продажу кредитов у части ритейловых партнеров подтвердили в банках «Ренессанс Кредит», ХКФ-банке, ОТП-банке, банке «Сетелем» и в Лето Банке. По оценкам директора департамента потребкредитования ХКФ-банка Александра Антоненко, комиссии сократились в среднем вдвое. «В частности, если раньше комиссия, которую ритейлер получал от банка, могла достигать 8-10% от суммы каждого выданного кредита, то сейчас комиссионные ставки снизились до 2-5%»,- подтверждает вице-президент банка «Ренессанс Кредит» Николай Тепляков.

Однако сильное снижение комиссий коснулось в первую очередь региональных игроков. Источник в одном из крупных банков на рынке POS-кредитования указывает, что основные игроки снизили комиссии в среднем на 10-15% (например, если комиссия была 7%, то стала 6,3-5,95%), тогда как «менее крупные игроки пошли на большие уступки». По словам господина Антоненко, ХКФ-банку удалось договориться с некоторыми ритейлерами из топ-5 о снижении комиссий в среднем на 30%.

Добиваться снижения ставок банкиров подтолкнули действия ЦБ по сдерживанию высокодоходного потребкредитования, говорят участники рынка. Напомним, в 2013 году регулятор ужесточил требования по резервированию необеспеченных кредитов физлицам, а также повысил коэффициенты риска по ним в зависимости от эффективных ставок. Уже тогда ведение переговоров с торговыми сетями о снижении комиссий либо намерение их начать подтверждали банки-лидеры рынка POS-кредитов - ХКФ-банк, ОТП-банк, Альфа-банк, «Ренессанс Кредит». Однако в прошлом году сети всерьез на уступки не шли (см. «Коммерсант» от 10 сентября 2013 года). Да и сам рынок POS-кредитования, несмотря на жалобы банкиров, все же продолжал расти (во втором полугодии в среднем на 2,5% в месяц, по данным Frank Research Group).

В этом году условия ведения бизнеса для банкиров стали еще жестче. С начала года ЦБ снова повысил требования по резервам на возможные потери по ссудам, а со следующего года в полной мере заработает закон о потребкредитовании, запрещающий превышать средние рыночные ставки по кредитам более чем на 30%. Кроме того, с начала года рынок POS-кредитов стал ежемесячно сокращаться в среднем на 2,3%. «В этих условиях прежний размер комиссий со стороны крупных ритейлеров поставил под вопрос рентабельность этого продукта,- поясняет господин Тепляков. - Поэтому несколько месяцев назад «Ренессанс Кредит» перестал сотрудничать с «Техносилой»». По оценкам господина Антоненко, порядка 20% продаж торговых сетей - товары, выданные в кредит. «В этих условиях ритейлерам выгоднее согласиться на снижение комиссий и сохранить сотрудничество с банками», - полагает он.

Сами ритейлеры при этом либо не подтверждают понижение комиссий, либо отказываются от комментариев. В частности, в «Техносиле», «М. Видео», «Ситилинке» и в компании «Связной» заявили, что в этом году комиссии банков не пересматривались. По словам исполнительного вице-президента «Евросети» Виктора Луканина, «хотя с каждым из банков нас связывает своя, индивидуальная система взаимоотношений, в целом схемы взаимодействия у нас не изменились». «Но мы видим, как некоторые банки пытаются снизить давление на капитал за счет скоринга, снижая процент одобрений заявок на POS-кредитование», - добавляет он. В «Эльдорадо», «Медиа Маркте» и «Юлмарте» от комментариев отказались.

Банкиры считают, что ритейлерам попросту невыгодно публично заявлять о снижении комиссий. «Банки работают с ритейлерами на разных условиях, поэтому, если один банк узнает о снижении комиссий ритейлером для других игроков, он, в свою очередь, может также потребовать скидку», - считает менеджер банка топ-5 на рынке POS-кредитования.

Валерия КОЗЛОВА, Ксения ДЕМЕНТЬЕВА


Похожие новости

ТОП-предложения месяца

Опрос

Для каких целей вы используете онлайн и мобильный банкинг:

Подпишись на рассылку

Получайте лучшие предложения!

Банк Адвизор ВКонтакте