Подобрать
  • Кредит
  • Займ
  • Вклад
Подобрать кредит, займ или вклад

Продажа собственного бизнеса: основные тенденции и перспективы

17.06.2014

Готовый бизнес «с молотка» на территории РФ в последнее время перешел на уровень особого направления в общей экономической системе рынка, ввиду чего возник и новый обслуживающий сегмент, а именно – бизнес-брокерские услуги посреднического типа. Следует отметить, что данный рынок начал формироваться в тот момент, когда появился конфликт между собственниками и непрофессиональными оценщиками предприятий. Зачастую оценивание проводилось посредством субъективных критериев,  что напрямую влияло на окончательную стоимость готового бизнеса, слишком повышая или занижая ее.

Конечно, самостоятельная продажа собственного дела – трудоемкое дело, требующее тщательной подготовки и планирования. В первую очередь для успешности будущей сделки необходимо провести оценивание бизнеса, найти несколько возможных инвесторов, организовать специальный меморандум, согласовать стоимость бизнеса и, наконец, разработать систему передачи прав после успешной сделки. Все вышеперечисленные пункты предусматривают участие не только квалифицированных юристов, аудиторов и оценщиков, но также профессионалов в сфере рекламы и PR. Однако подобные услуги разрозненных специалистов могут обойтись дороже, чем работа бизнес-брокерской компании, к тому же последняя располагает собственной базой заинтересованных в покупке инвесторов.

Следует знать, что оценивается не только материальная база предприятия, ведь незанесенные в отчетность активы также имеют собственную рыночную стоимость. К таким относят:

- мотивированный персонал;

- интеллектуальную собственность;

- репутацию компании;

- товарный знак.

И хотя  цена бренда фирмы выявляется посредством разницы с аналогичной продукцией, наиболее достоверным признаком высокой стоимости бизнеса считается рентабельность. Как правило, перспективность и потенциал предприятия выступают вторичными факторами. Совсем недавно основной спектр клиентуры бизнес-брокеров затрагивал более крупные предприятия. На данный момент акценты смещены в пользу среднего и малого бизнеса, ввиду чего подобным оценивающим компаниям необходимо постоянно обновлять и расширять рекламный базис для привлечения новых заинтересованных лиц.

Конечно, сама процедура подобной продажи с помощью бизнес-брокеров пока еще не очень популярна у собственников. Зачастую владельцы предпочитают помощь знакомых специалистов или же риэлтерских фирм, где подобные сделки не являются одной из сфер деятельности, ввиду чего проводятся некачественно. А продажи предприятий, функционирующих в арендованных помещениях, устраиваются риэлторами очень редко. Как правило, результатом некой скрытности участников процесса продажи являются неоднозначные оценки экспертов. Сама стоимость сделки купли-продажи бизнеса также скрывается, ввиду чего зачастую довольно трудно определить фактор, который может повлиять на перестановку сил. Следует добавить, что инвестиционные посредники могут получать от 3 % до 15% в зависимости от общей сумы договора.

Среди наиболее распространенных причин продажи собственного дела выделяют следующие:

а) экономические – владелец не получает желаемый объем прибыли;

б) психологические – собственник желает заняться каким-нибудь другим делом.

Следует отметить, что довольно часто подобная «усталость» от собственного дела опирается на определенные факторы. Бизнес может «надоесть» через три или четыре года с момента основания, особенно когда для дальнейшей успешности компании необходимо вложить дополнительные средства и материальные ресурсы. Пик капитализации такого собственного дела заканчивается зачастую частичной или полной продажей, ведь представители среднего предпринимательства предпочитают не пользоваться кредитными программами. А вот прибыльное и перспективное дело очень редко выставляется «с молотка». Следующий, не менее важный фактор – обычная нехватка времени на руководство фирмой и управление отделами. С подобной ситуацией сталкиваются в основном владельцы крупных холдингов. Продажа менее перспективных веток бизнеса или активов непрофильного типа – основные варианты разрешения сложившейся проблемы.

 

Ввиду экспансии игроков различного типа происходит постепенное изменение рынка как такового. Слияния и поглощения также имеют огромное влияние на  данный сегмент экономики, ведь когда на локальном рынке появляются крупные и успешные предприятия, представитель малого бизнеса зачастую вынужден выставлять свое дело на продажу. Как правило, в подобной ситуации предприниматель не способен стойко удержаться в той или иной профильной сфере. Компания уходит «с молотка» более сильному конкуренту или же становится частью крупного холдинга. Следует отметить, что специалисты советуют продавать бизнес в самый пик его успешности. Сам процесс предусматривает наличие конфиденциальности, ведь потеря квалифицированного персонала снизит стоимость компании.

Яндекс.Метрика