Подобрать
  • Кредит
  • Займ
  • Вклад
Подобрать кредит, займ или вклад

Как организовать эффективное управление финансами

08.05.2014

Современная рыночная экономика диктует собственные условия, поэтому финансовое благополучие практически любого предприятия напрямую зависит от объема дохода. Со временем сформировалось такое явление, как операционный леверидж, влияющий на балансовую прибыль компаний и организаций. Данный управленческий инструмент выполняет оценку экономической выгоды в результате изменения объема продукции и структуры себестоимости.

Производственный леверидж, как правило, применяется в аналитических целях для более точного определения степени чувствительности прибыли учреждения к малейшим изменениям в количестве продаж на рынке. При расчете показателей учитывается также область безубыточности, иными словами точки, в которых операционная прибыль равна нулю, а издержки равны доходам. Кроме того, подобные методы исследования используются для:

а) оценивания нововведений посредством прогнозирования издержек и прибыли;

б) анализа влияния колебаний цен и объемов производства для дальнейшего выявления сведений, на которые опирается принятие того или иного решения;

в) текущего планирования интервала "выживаемости", убытков и доходов.

Характер поведения издержек выступает базисным принципом основы операционного левериджа. Следует отметить, что переменные расходы подвержены влиянию при колебании объема продаж, а постоянные остаются неизменными. Как правило, применение анализа безубыточности предусматривает наличие следующих факторов:

* Те факторы, которые входят в состав модели операционного левериджа, отвечают следующим утверждениям:

- стабильность продажной цены единицы продукта именно в анализируемом диапазоне;

- все издержки можно разделить на два основных типа:

1) переменные изменяются в соответствии с объемом продаж;

2) постоянные при любых колебаниях будут неизменными.

* Условия деятельности компании, имеющие отношение к статичному характеру расчета:

- константная эффективность деятельности;

- неизменный ассортимент выпускаемой продукции;

- константные факторы себестоимости, кроме объема продаж;

- неизменный уровень запасов как на начало, так и конец периода;

- отсутствие существенных колебаний уровня цен.

 

Установление зоны релевантности является одним из важнейших условий результативного операционного левериджа. В данной области прибыль компании, как правило, изменяется только в определенной зависимости от расходов. Как показывает практика, увеличение объемов выпуска предусматривает рост прибыли от производства в зоне релевантности. А вот снижение доходов зачастую напрямую зависит от возросших затрат при приближении или выходе из области проектных мощностей. В аналогичном порядке небольшие объемы производства, не достигающие необходимой зоны, сопровождаются малой прибылью.

 

Обычно для анализа безубыточности применяются аналитические и графические методы. Графики позволяют вычислить зависимость расходов и прибыли от объема продаж продукции

организации. Точка пересечения линий, отвечающих за совокупность издержек и дохода, автоматически становится определением места зоны безубыточности или того объема продаж, благодаря которому компания наращивает прибыль и выходит из области убытков.

 

Взаимосвязь ведущих показателей операционного рычага и постоянных расходов компании выступает как основной элемент самой концепции левериджа. Как правило, компания подвержена убыткам до тех пор, пока получаемая прибыль не сможет покрыть постоянные расходы. И только после достижения необходимого объема производства любое дальнейшее наращивание выпуска продуктов обеспечивает константный прирост дохода.

 

Понимание и применение самой сути операционного левериджа открывает массу дополнительных возможностей также и в инвестиционной политике компании. Например, риски практически во всех отраслях производства и торговли могут в определенной степени регулироваться менеджерами, которые проводят выбор проектов с издержками разного объема. Только при выпуске и достойной реализации продуктов с высокой емкостью рынка становятся возможными применение дорогостоящих технологий и реализация капиталоемких инвестиционных проектов. Когда компания уже завоевала устойчивый рыночный сегмент, можно проводить внедрение специфических проектов с меньшими статичными затратами.

 

Основные условия экономической выгоды

 

Как правило, от отрасли напрямую зависит возможность управления совокупностью расходов, ведь некоторые секторы технологической экономики отличаются высоким уровнем постоянных

затрат. К таким относят нефтегазовые, сталелитейные, телефонные, электроэнергетические компании, а также организации по производству компьютеров и автомобилестроению. В подобных предприятиях при выборе инвестиционной политики учитывается эффект операционного левериджа.

 

Если сравнить две компании с одинаковой совокупностью издержек при определенном объеме выпуска, то при его изменении доход изменится в фирме, отличающейся большей долей постоянных расходов. Увеличение объема реализации становится выгодным, в то время как сокращение продаж быстро приведет в зону убытков. Кроме того, при росте или падении объема продаж совокупные расходы подвергаются изменениям гораздо медленнее. Капитальные вложения, позволяющие сократить затраты на оплату труда и закупку сырья, следует увеличивать когда колебание спроса на продукцию превысит точку безубыточности.

 

Не только сохранность ассортимента продукции является обязательным условием для применения операционного рычага, ведь не менее важную роль играют возможности учетной системы организации и технологические особенности самого производства. На основании данных критериев выделяются расходы постоянного и переменного типа, относящиеся к независимым от других товаров категориям продукции. Четко разделить все расходы, особенно постоянные издержки, между группами довольно сложно. Поэтому необходимо установить определенный ориентир для вычислений, провести количественную оценку малейших изменений в прибыли общего объема продукции, проанализировать последствия колебания доходов от продаж отдельных групп товаров, и как изменение их соотношения воздействует на конечную прибыль компании.

Яндекс.Метрика